Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 октября 2018

Поплыли на небо!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в рамках цикла «Мир одного предмета» до 30 мая 2009 года приглашает на выставку «Ладья небесная: китайская механическая игрушка».

Вы увидите заводную модель прогулочного судна, которая была  доставлена русским посольством из Пекина в 1719 - 1720 гг. Таким образом, экспонату более 270 лет.

Почему же ладья - небесная?  Ведь на первый взгляд  игрушка представляет собою обычную бытовую сценку: заводится механизм - и музыканты с танцовщицами начинают развлекать знатного путешественника. Оказывается, по верованиям китайцев, бессмертные небожители, которым подвластны время и стихии, путешествуют на небесной ладье в вечном веселье.

Интересно, что механизмы для игрушек китайские мастера изготавливали под руководством европейских миссионеров-иезуитов. Было это при дворе императора Канси, но после смерти императора в 1722 году мастерская прекратила свое существование. Поэтому подобных китайских механических игрушек в мире сохранилось очень мало.

Куратор выставки Ирина Суслова, главный специалист, хранитель Особой кладовой, рассказала корреспонденту «ВП», что кораблик нашли, в общем-то, случайно. Часть коллекций Кунсткамеры в свое время была передана в Эрмитаж. Сотрудница Эрмитажа Мария Меньшикова занялась игрушками, которые у нее хранились, и спросила коллег, нет ли в Кунсткамере некоторых вещей, описаниями которых она располагала. Стали искать - и обнаружили целую флотилию из четырех кораблей. Выставили один, у которого удалось даже восстановить заводной механизм. «Он сохранился лучше всех потому, что из Кунсткамеры его отдавали Петру III в Ораниенбаум, - утверждает Ирина Вольтовна. - В Ораниенбауме Петр III организовал свою Кунсткамеру, и она существовала до 1762 года. Почему это так важно? Потому что в Кунсткамере в 1746 году был сокрушительный пожар. Благодаря тому что этого кораблика здесь не было, он лучше сохранился, чем остальные». Чтобы зрители могли полюбоваться корабликом в движении, на экспозиции работает видеозапись.

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх