Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 16 октября 2019

Гаражи сносят со скандалами

Владельцы боксов не могут получить за них достойной компенсации

В редакцию «Вечернего Петербурга» обратилась читательница, сообщившая о том, что в их гаражно-строительном кооперативе (ГСК «ПО-15») на Кубинской улице, 21, творится беспредел - ломают гаражи, игнорируя протесты владельцев, и даже покорежили машину, находящуюся в одном из сносимых боксов. Корреспонденты «ВП» выехали на место, чтобы понять, что происходит.

Беззаконие или нет?

Кубинская, 21. Среднестатистический гаражный кооператив: снег и лед не убирают, обшарпанные бетонные гаражи постройки восьмидесятых годов со смежными стенами. В тупике главного проезда нас с фотокором встретила звонившая читательница. С ней был спутник - мужчина глубокого возраста, как выяснилось позже - ветеран войны.

В первую очередь нам рассказали о «зверствах», которые происходили в кооперативе: несколько дней подряд, выборочно предупредив гаражников, ровно в полдень приезжает тяжелая техника и начинает громить гаражи, точнее, срывать с них крыши и выламывать ворота. В одном из гаражей оказался автомобиль, и случайно сорвавшаяся бетонная плита придавила машину.

Все 205 гаражей на участке, подлежащем сносу, выглядят удручающе. На многих ворота сняты, кто-то увез на дачу, а кто-то оставил. С некоторых гаражных построек действительно сняты бетонные плиты крыш. Сквозь выломанные или просто открытые ворота видны остатки добра, накопленного почти за 30 лет: где-то - старые лыжи, коляски, где-то - автозапчасти, ветошь и тому подобное.

На дверях запертых гаражей приклеены уведомления со следующим текстом: «Внимание! Уважаемые владельцы гаражей, подлежащих демонтажу! В связи с производством работ по освобождению территории для строительства Западного скоростного диаметра необходимо СРОЧНО освободить гаражи, согласно списку (обращаться в Правление ГСК «ПО-15»), от находящегося в них имущества. Для получения компенсационной выплаты за демонтированные гаражи необходимо обращаться в общественную приемную ОАО «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), расположенную по адресу: Петербург, Ленинский проспект, 146. Запись на прием производится по телефону 324-47-36. Государственный заказчик - комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ), заказчик ОАО «ЗСД».

Наша спутница рассказала, что большинство гаражников обитает здесь с 1980 года, то есть с момента постройки гаражного кооператива. Многие пользуются автомобилями только во время дачного сезона, а все остальное время машины стоят в боксах. А главное, что у них, несчастных владельцев гаражей, нет альтернативного выхода. Они собственники лишь бетонных коробок, а земля под ними - арендована.

Выселяемых легко понять, ведь кроме всех практических аспектов просто по-человечески жалко этот «уютный домик» для авто, любовно обитый вагонкой и наполненный множеством ненужных, но таких дорогих вещей...

Что к чему (версия чиновников)

За разъяснениями мы обратились в комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

Здесь нам сообщили, что снос 205 гаражей, попадающих в зону строительства Западного скоростного диаметра, обусловлен утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, решением Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области от 13.03.07 о выселении Московской районной общественной организации - отделения ВОА и на основании Государственного контракта от 06.10.08.

Сотрудники КБДХ рассказали нам, что все владельцы гаражного кооператива были уведомлены о необходимости освобождения гаражных боксов от находящегося в них имущества письмом ОАО «ЗСД» в адрес председателя кооператива. Подтверждением того, что владельцы гаражей проинформированы, является тот факт, что при комиссионном обследовании гаражных строений специальной комиссией из 205 гаражей не освобожденными от транспортных средств оказались лишь 6.

Что касается жалоб о недостаточной компенсации, то сумма выплаты по каждому конкретному гаражу определялась независимым оценщиком на основании Методических рекомендаций по определению действительной стоимости индивидуального гаражного бокса (типового гаража), утвержденных заключением СПб ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» еще в октябре.

По поводу гаража № 732, где бетонная плита крыши упала на автомобиль, который заведомо не убрал владелец, в комитете нам ответили, что «в соответствии с гражданским законодательством ущерб любому имуществу, в том числе связанный со сносом гаража, должен быть возмещен Петербургом, который осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с действующим гражданским законодательством, конкретно - со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации». То есть сам пострадавший владелец авто и должен заниматься «выбиванием» своей компенсации.

С владельцами демонтированных гаражей, подавших исковые заявления в судебные инстанции, заключаются мировые соглашения по гражданским делам, находящимся на рассмотрении в судах. В случае нежелания владельца заключать мировое соглашение дело рассматривается в установленном порядке и выплаты производятся на основании решения суда путем перечисления денежных средств на счет истца - владельца демонтированного гаража.

«Я не куплю гараж за 30 - 40 тысяч...»

И все вроде бы по закону и честно. Только вот сумма компенсационной выплаты слишком мала. Новый гараж стоит около 150 - 170 тысяч рублей, а реальная компенсация составляет 30 - 40 тысяч. «Я не смогу купить гараж за такую мизерную сумму», - пожаловалась наша читательница.

Мы обратились в общественное движение в защиту прав владельцев плоскостных гаражей «Андреевский СТРАЖ».

Глава этой организации Сергей Андреев рассказал нам о том, что КБДХ несколько лукавит. Комитет провел тендер на заключение договора с конторой, которая будет заниматься оценкой демонтируемых гаражей. И среди всех представленных фирм выиграла та компания, которая оценивает гаражи самой низкой суммой.

- Конечно же, можно получить достойную компенсацию, только если воспользоваться услугами другого, независимого оценщика и подать иск. Дело можно выиграть, если спор оценщиков склонится в сторону истца. Позитивный исход зачастую зависит от сроков сдачи объекта на территории сносимых гаражей, так как тяжба может идти длительное время. Также дело может быть выиграно, если подан коллективный иск. Вы же понимаете, что по одному гаражников легче «передавить», - говорит Сергей Андреев.

В завершение разговора руководитель «Андреевского СТРАЖА» направил нас к Николаю Буканову, который активно борется за достойную компенсацию за демонтаж своего гаража.

Николай рассказал нам, что собрал инициативную группу владельцев гаражей на Кубинской, и многие из них провели по своим гаражам независимую экспертизу, которая оценила стоимость каждого бокса в 120 тысяч рублей.

Теперь «гаражники» собираются коллективно подать заявления в ОАО «ЗСД» с просьбой учесть результаты их экспертиз.

- Мы надеемся решить дело миром, но если в ОАО «ЗСД» нам откажут, то, конечно, придется передать заявления в суд, - говорит Николай Буканов.

Даниил АВЕНИРОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

Комментарий

Юрий Волков, юрист:

- Перед выполнением работ по демонтажу гаражей подрядчик должен убедиться, что все имущество собственника недвижимости удалено из объекта ликвидации.

Статья 35-я (пункт 3-й) главы 2-й Конституции РФ гласит: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Потерпевший имеет полное право предъявить имущественную претензию подрядчику, юридически оценив свой ущерб. Если же подрядчик отказался компенсировать убытки либо проигнорировал письмо, то потерпевший может подать заявление в суд.

↑ Наверх