Газета выходит с октября 1917 года Saturday 10 декабря 2022

Быть самим собой

Самую загадочную из пьес норвежского классика Генрика Ибсена — «Пер Гюнт» — выпускают в Театре «Особняк» в ближайшие выходные, 18 и 19 апреля

Ее герой на первый взгляд обыкновенный плут, но к нему при этом предъявляются претензии как к герою. От него требуется ни много ни мало быть самим собой. Разгадывать загадку Ибсена вместе со зрителями будет режиссер Юлия Панина, которая в последние несколько лет отвечает за художественные искания в «Особняке».

Константин Гаёхо и Наталья Эсхи

Кто только не брался за эту драматическую полусказку-полумиф. Существуют десятки экранизаций «Пер Гюнта», множество театральных интерпретаций. Недавно даже Марк Захаров не устоял, причем роль главного героя предложил одному из самых талантливых российских актеров — Антону Шагину. Зрительское сочувствие было целиком на его стороне, ибо обаянию этого актера трудно сопротивляться, но встречи с Пуговичником и его герою избежать не удалось. Пуговичник — довольно странное прозвание для героя, олицетворяющего судьбу, но у Ибсена он зовется именно так. Он приходит за каждым, кто не смог найти самого себя, состояться как нечто целое. Всех их ждет один путь — переплавка. 

Между тем довольно мудрено остаться самим собой, когда в мире, в целом прекрасном, тебя поджидает куча соблазнов и опасностей. И сам мир обильно населен всяческой нечистью: троллями, ведьмами, гномами, лешими, уродцами. И на крайний случай всегда существует Великая Кривая, которая предлагает обходные пути для нормальных героев. Словом, убегая от опасностей, герой, как водится, бежит и от себя. Марк Захаров в духе фирменного стиля «Ленкома» всю нечисть окрасил социальными красками. Режиссер «Особняка» Юлия Панина намерена заняться экзистенциальными поисками, что ближе к тексту Ибсена. 

«Пер Гюнт» — драма-загадка, — рассказывает Юлия Панина. — Это, пожалуй, самое точное ее определение. Ребус, головоломка: все части даны, надо их только правильно сложить. Как слово «Вечность» в другой известной истории. Но части эти упорно рассыпаются калейдоскопом картинок, меняющихся от малейшей перемены ракурса». По словам режиссера, ее увлекла феноменальная неуловимость героя. Проблема лишь в том, что, достигнув этого вожделенного качества, став неуловимым для других, неизбежно теряешь самого себя, и тогда встречи с Пуговичником не миновать, даже если ты не делаешь ничего откровенно преступного. 

В спектакле заняты молодые артисты театра и великолепная Наталья Эсхи. Причем безразмерный текст Ибсена этой театральной команде удалось укомплектовать в час пятьдесят сценического действия. 

↑ Наверх