Газета выходит с октября 1917 года Friday 23 октября 2020

Депардье не похож, а Машков — самый подходящий

В марте в Петербурге на студии «Ленфильм» начнутся съемки сериала о Григории Распутине

 

В основе фильма — сценарий известного драматурга Эдуарда Володарского «Пророк беды». На главную роль избран Владимир Машков, который два года назад сыграл в фильме Жозе Дайан роль императора Николая Второго (образ Распутина создал Жерар Депардье). Ставить картину будет Андрей Малюков. 

Начало съемок планируется на март, и продлятся они до середины лета. Как нам стало известно, в планах съемочной группы — ряд командировок, но вот куда они поедут в поисках натуры — держится пока в секрете. 

— В современном мире историческое кино снимать стало очень трудно, — поясняет Марина Николаева, помощник главного художника картины Владимира Светозарова. — Мы постоянно находимся в поиске натуры, стараясь не повторять ошибок наших предшественников и делать качественное кино как с точки зрения художественного оформления, так и подбора актеров. 

В скором времени Марина обещала рассказать «Вечёрке» об особенностях создания художественного оформления фильма — начиная с простых элементов быта и заканчивая транспортом, который появится в кадре. 

А пока мы решили поговорить с народным артистом Алексеем Петренко и врачом-сексологом Игорем Князькиным о личности Распутина и его до сих пор неразгаданной загадке…

Алексей Петренко Фото: Наталья Чайка

Алексей Петренко: Распутин был крупной, может быть, даже божественной личностью!

 

В марте в Петербурге на студии «Ленфильм» должны начаться съемки сериала о Григории Распутине. В основе — сценарий известного драматурга Эдуарда Володарского «Пророк беды».

На главную роль избран Владимир Машков, который два года назад сыграл в фильме Жозе Дайан роль императора Николая Второго (образ Распутина создал Жерар Депардье). Ставить картину будет Андрей Малюков. 

Нам интересно было узнать мнение об этой противоречивой фигуре российской истории народного артиста РСФСР Алексея Петренко, создавшего в фильме Элема Климова «Агония» едва ли не самый впечатляющий образ старца.

 

— Знаете ли вы, что сейчас снимается фильм о Григории Распутине и главную роль играет Владимир Машков? Как вам кажется, подходит ли он?
— Об этом проекте я пока ничего не слышал и считаю себя не вправе комментировать выбор того или иного актера на главную роль. Ведь любой фильм продумывается режиссером, продюсером. Если они решают снимать именно этого исполнителя, значит, он соответствует их представлению о герое. Что касается конкретно личности самого Владимира Машкова, могу сказать, что актер он хороший, а это значит — несомненно подойдет к роли основательно, серьезно. Поэтому и результат следует ожидать положительный.

— А фильм о Григории Распутине с участием Жерара Депардье вы видели?
— Могу сказать: если уж француз сыграл эту роль, то нашему отечественному актеру сам бог велел с работой справиться. Опять же — комментировать игру Депардье мне бы не хотелось: каждый исполнитель волен подходить к своему образу так, как считает правильным, но одно для меня совершенно ясно — он старался, искренне стремился понять душу русского человека, особенно — такого масштабного, противоречивого и непредсказуемого, как Распутин, и это уже импонирует. Получился  ли у него цельный образ, должен все-таки сказать обычный зритель.

— Но вы ведь тоже в свое время создали образ Григория Распутина — в фильме Элема Климова «Агония». Трудно было работать?
— Прежде всего не будем забывать — фильм снимался не в современной России, а в совершенно другой стране, скажу даже больше — при абсолютно другом строе. Атмосфера была совершенно иной. Не буду говорить, лучше или хуже, но снимались картины в абсолютно других условиях. Кроме того, я считаю: легких ролей просто не бывает, в особенности это относится к историческим, глубоким драмам, к которой «Агония», несомненно, относится. Поэтому легко мне не было, да и не надо.

— А как вам работалось с Элемом Климовым?
— Великолепно работалось. Режиссер он просто прекрасный, невероятно  тщательно подходил к материалу, продумывал каждую мелочь. Он знал, чего хотел, заранее представлял свой будущий фильм в деталях. И сумел собрать очень сильную творческую группу единомышленников — оператор Леонид Калашников, художники Сергей Воронков и Шавкат Абдусаламов, композитор Альфред Шнитке. Ведь, как известно, очень многое в этом вопросе зависит от воли постановщика. Климов был тем редким профессионалом, который мог снимать со знанием дела даже фильм об императорской семье, и в его кинематографическом языке никогда не проскакивало ни грамма фальши. Это был подлинный мастер.

— И в заключение, пожалуйста, несколько слов о вашем собственном  отношении к личности Григория Распутина... 
— У меня нет какого-то предвзятого, однозначного отношения к этому человеку. Мне кажется, еще не пришло время объективно его оценить. Это вопрос будущего. Ведь, как видите, о нем говорят, пишут книги, снимают фильмы, но постичь природу этого явления в российской истории за все прошедшие годы так и не смогли. Значит, далеко не так просто понять этот феномен, дать ему оценку. Бесспорно, это была очень крупная, скажу даже больше — божественная  личность. И мы сейчас находимся лишь в самом начале пути, ведущего к осознанию его роли в истории нашей страны. Не сомневаюсь, что роль эта велика и таит в себе немало неразгаданных тайн.

Михаил Светин Фото: Наталья Чайка

 

«Из «Агонии» вымарали много сцен с красивыми голыми женщинами»

Михаил Светин, народный артист России, в свое время сыграл в фильме «Агония» небольшую роль филера Терехова. Вот что он рассказал об этом нашему корреспонденту:

— Всего я снялся более чем в ста фильмах, и, конечно, «Агония» — один из знаковых фильмов в этом списке. Там потрясающе играет Леша Петренко — Распутина, и вообще: какой список шикарных артистов в больших и маленьких ролях! Моя роль — личного филёра Распутина по фамилии Терехов — изначально была шире. Но как известно, из «Агонии» очень много вымарали, особенно что касается сцен с голыми женщинами, и роль немного уменьшилась. Я помню, что когда предстояла сцена с красивыми голыми женщинами, в павильоне собиралась целая толпа зрителей, которую тщетно пытались разогнать.

С Элемом Климовым было очень легко работать, он очень добрый, никогда не давил на артистов. И съемки этого фильма, путь которого к зрителю был долгим и трудным («Агония» несколько лет пролежала на полке), я вспоминаю с благодарностью. 

Игорь Князькин Фото: Наталья Чайка

 

«Распутин — такой же русский бренд, как икра и водка»

Почему образ Григория Распутина не оставляет в покое режиссеров? Об этом «ВП» поговорил с доктором-сексологом и известным «распутиноведом» Игорем Князькиным. 

— Почему нужно говорить о Распутине сейчас, актуальна ли его персона в ХХI веке?
— Однозначно говорить о нем нужно, и вот почему: Распутин — это самый известный русский в мире! Это подтверждает то, что в любой стране — будь то Франция, остров Гаити или ЮАР — найдется бар с названием «Распутин». Есть и еще один момент: почему во всем мире русских боятся? Почему во Франции с распростертыми объятиями принимают каких угодно беженцев, а русских нет? Почему в Лондон прилетают самые настоящие моджахеды, а русскому человеку визу не получить? Теперь все эти веселые ребята в Европе освоились, мы паримся с визами, а они жгут сотнями автомобили в предместьях Парижа. Это одна из загадок двадцатого века. Вроде бы. На самом деле отношение к русским как к людям загадочным, таинственным, непонятным, страшным и ужасным сформировалось во многом благодаря образу одного человека — Григория Ефимовича Распутина. 

— Что же вас навело на такую мысль?
— Да все просто. По сути Григорий Ефимович стал таким же российским брендом, как икра, водка, блины, Сибирь, балалайка. И если икру с водкой многие пробовали, то Распутина таким образом оценить невозможно. Его имя обросло невероятным количеством мифов, каждый просто чуть-чуть да слышал про странного мужика с бородой, в просторной рубахе и косоворотке, который взобрался на самые вершины власти и через высокопоставленных особ практически правил огромной страной. Этот образ привлекал и будет привлекать, ведь помимо слухов эротического характера он связан с необычным периодом в жизни не только нашей страны, но и всего человечества: это уничтожение Российской империи в 1917 году. Многие исследователи до сих пор считают, что именно фигура Григория Распутина привела к революции. Я считаю, что исторически это не так, и об этом говорю в своих книгах. 

Владимир Машков в образе Николая II Фото: Михаил Садчиков-мл.

— Сейчас готовятся съемки нового фильма о Распутине с Владимиром Машковым в главной роли. Кто, по-вашему, лучше: Депардье, который уже «отстрелялся», или Машков, которому все только предстоит?
— Мне довелось побывать на съемках фильма, в котором играл Депардье. Кстати, попал я на них совершенно случайно. Дело было в Пушкине летом. Я завернул на Церковную улицу, куда меня случайно пропустили сотрудники ДПС, и увидел автобусы с надписью «Мосфильм». Пропустить-то пропустили, а выехать не позволили. Мне пришлось поставить машину и отправиться бродить в ожидании, когда все закончится и я смогу уехать. И вот совершенно случайно я наткнулся на Депардье в образе Распутина: за ним бежала какая-то женщина, вроде гримерша, а он шел куда-то широкими шагами. И я вам скажу: он не похож! Круглый, толстый, Распутин таким не был! Похоже, они там снимали как раз самый яркий период жизни Григория — период отношений его с царской семьей. И судя по всем документам, в то время наш герой был довольно худ: костлявым, с мощными жилистыми руками, такой же шеей. Депардье и рядом не стоит. Сейчас среди актеров такого типажа и не найти — у нас либо бодибилдеры, либо суповые наборы, либо пивные бочки. Машков наиболее подходит из всех, кого можно представить. 

— Вы сейчас говорите о внешности. А что можете сказать о Владимире как об актере? Осилит?
— Машков обладает поразительным талантом перевоплощения. Я читал где-то, как он готовился к съемкам в фильме «Ликвидация». Человек год до съемок жил в Одессе, чтобы проникнуться обстановкой, вжиться в образ героя. Поэтому я уверен, что ему удастся проникнуться и сделать все правильно. 

— Каким должен быть фильм, что он должен рассказать людям?
— В первую очередь он должен рассказать нашим соотечественникам, кто такой был Распутин, без лишней романтизации и мистицизма. Ведь до сих пор не сняли ни одной ленты, которая показала бы Распутина как человека, радеющего за страну. Да, он, конечно, брал взятки, но не использовал их для себя — получив с чиновника сто рублей за прием, он мог тут же эти банкноты отдать нищему на улице. Но не это самое главное его достижение. Ведь если бы не Григорий, Россия вступила бы в Первую мировую на полтора года раньше и потерпела бы сокрушительное поражение. И это факт, его никто не может отрицать. И если бы не Гусева, сумасшедшая фанатка, ранившая его в Тюмени ножом в живот и выведшая главное доверенное лицо царя «из игры» на долгое время, то, возможно, Россия бы в войну и не ввязалась.

 

Кстати

Жерар Депарде в роли Распутина Фото: Михаил Садчиков-мл.

О Григории Распутине сняты десятки фильмов и даже мультфильмов. Один из первых, «Распутин и императрица», был снят в США в 1932 году. В фильме фигурировала некая Наташа, любовница Распутина, в которой угадывались черты Ирины Юсуповой, супруги князя Феликса Юсупова, одного из убийц старца. После революции, потеряв большую часть своих несметных богатств, князь с женой Ириной бежал в Париж. Юсупову удалось доказать в суде, что подобные инсинуации — клевета. Именно тогда воротилы американского кинобизнеса впервые распорядились помещать в начале фильмов уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным. 

Кроме того, князю удалось отсудить у MGM больше сотни тысяч фунтов стерлингов, что позволило им прожить относительно безбедно всю оставшуюся жизнь. 

Известен фильм «Я убил Распутина», поставленный в 1967 году Робером Оссейном. Роль Распутина играл известный немецкий актер Герхарт (Герх) Фробе. Все знают его по роли Голдфингера в одной из серий о Джеймсе Бонде, но ранее он снимался во всех трех фильмах о докторе Мабузе, а после играл у Лукино Висконти в «Людвиге». Роль юного Феликса Юсупова сыграл Питер МакЭнери, популярный тогда актер, которого приглашали артхаусные режиссеры — Роже Вадим, Ежи Сколимовский (он сыграл главную роль в его «Приключениях канонира Жерара» вместе с Клаудией Кардинале). Сам режиссер Робер Оссейн снялся здесь в небольшой роли капитана Сухотина.

В 1996 году Алан Рикман сыграл главную роль в фильме «Распутин», за которую получил премии «Золотой глобус» и «Эмми». Фильм Ули Эдела, основанный на исторических фактах, повествует о влиянии «святого чорта», утверждавшего, что говорит с Господом, на царскую семью, а рассказ ведется от лица царевича Алексея, которого старец лечил самым чудодейственным образом.

Самый последний по времени франко-российский  фильм «Распутин» был снят в Петербурге два года назад под руководством режиссера Жозе Дайян. В главной роли снялся Жерар Депардье.

 

 

 

 

 

 

↑ Наверх