Газета выходит с октября 1917 года Sunday 26 мая 2019

И пейзаж с пейзажем говорит

До 12 апреля «Namegallery» приглашает на выставку Владимира Шинкарева «Мрачные картины», приуроченную к 60-летию мастера.

Именно здесь, в пейзаже Петербурга и пригородов, наилучшим образом работает прием, однажды найденный художником: практически монохромная живопись, ограниченная белым-серым-коричневым, большие поверхности локального цвета, уверенно-горизонтальные мазки. Как иначе передашь влажный, туманный питерский воздух, размытый свет фонарей, дружественные спины прохожих? И одинокое спокойствие волей-неволей овладевает каждым, кто перемещается из пейзажа в пейзаж, бродя по выставочным залам галереи… или по городским улицам, что практически одно и то же. 

«Малая Монетная» 2012

Самый распространенный городской маршрут — с Петроградской стороны на Васильевский остров, то есть из дому в мастерскую. Внимание Владимира Шинкарева к ничем не примечательной железнодорожной платформе Старая Деревня тоже легко объяснимо: оттуда он отправляется на дачу. Так что выставку вполне можно считать автобиографической и, при всей «внешности», приоткрывающей дверь во внутренний мир художника. На вопрос, ходит ли он на этюды, Владимир Шинкарев ответил: «На этюды хожу, увы, редко, последний раз делал это в Риме для серии «Рим зимой». К счастью, на даче я могу писать вид из окна. Обычно же — по фотографиям, по воспоминаниям, то есть это сочетание реального и воображаемого пейзажа».

При этом художник очень часто обращается к одним и тем же пейзажам (той же «Старой Деревни» на выставке, наверное, видов пять). Картины, изображающие одно и то же место на берегу Смоленки с разницею в два года, специально повешены рядом: они отличаются не только количеством светящихся окошек (в более позднем варианте их больше), но и тонким, не определимым словами настроением.

«Даже если написать подряд два пейзажа с одной точки при одном освещении — выйдут две разные картины, с первого же мазка они начнут расходиться в разные стороны. Часто я пишу один и тот же пейзаж в мастерской и на даче, потом привожу получившиеся картины друг к другу и смотрю, как они удивляются, глядя друг на друга», — объясняет художник. 

Особенно хочется порекомендовать «Мрачные картины» тем, кто переживает не лучший период своей жизни или просто находится в депрессии: на самом деле они производят на редкость светлое впечатление. «Наверное, воздействие картин усиливается от размышления о названии, нужно провоцировать зрителя на самостоятельную оценку, — считает Владимир Шинкарев. — Лучше, чтобы всякий зритель самостоятельно решил: и вовсе они не мрачные».

↑ Наверх