Газета выходит с октября 1917 года Friday 23 июня 2017

Из Петербурга с любовью, или Что общего у нашего городас норвежскими фьордами

«Вечёрка» побеседовала с председателем комитета по развитию туризма Инной Шалыто

Более года назад комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга возглавила 31-летняя Инна Шалыто (на фото), в прошлом — топ-менеджер одной из телекоммуникационных компаний. Случай, надо отметить, не совсем типичный для Смольного, учитывая возраст и прежнюю сферу деятельности нового председателя (до нее этот пост за год сменили сразу два человека, просидев в начальничьем кресле считаные месяцы: не выполнили поставленных задач). Год — небольшой срок для далеко идущих выводов. Однако, как утверждают в комитете, именно сейчас самое время делиться результатами работы: несмотря на кратное сокращение бюджета ведомства, туристический поток в Северную столицу с начала 2015 года серьезно увеличился, рост набирает обороты.

Туристов на улицах стало больше

— Инна Анатольевна, прошло больше половины текущего года. Говоря об итогах работы, что бы вы отметили?
— В первую очередь скажу, что по общему количеству иностранных туристов в I квартале 2015 года, а также по китайским организованным безвизовым группам за 6 месяцев у нас наблюдается серьезное увеличение по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Рост иностранных туристов — 53,9%. Китайских групп приезжает больше в 2,5 раза. На 20% выросло посещение Эрмитажа через турфирмы, на 9,9% — Исаакиевского собора. Мне кажется, это заметно и визуально — туристов на улицах стало больше.

— С чем связан этот рост? Это ведь отчасти естественный процесс. Какой вклад внес комитет?
— В декабре прошлого года мы разработали и приняли программу с большим количеством различных мероприятий по продвижению Петербурга на мировом туристическом рынке. Провели масштабную промо-кампанию внутри России и за рубежом.

Так, среди прочего мы опубликовали информацию о нашем городе в шести бортовых журналах ведущих зарубежных авиакомпаний. Разместили наружные баннеры о туристской привлекательности Петербурга в международных аэропортах Франкфурта-на-Майне, Амстердама, Милана, Токио, Лондона, Мадрида, Пекина, Гонконга. Сняли о Петербурге сюжет для канала «Евроньюс» на 12 языках, который увидели жители 100 стран. Разместили рекламу на бортах лондонского такси — по центру Лондона курсировали 200 таких кебов. Полностью брендировали все 18 аэроэкспрессов Москвы: наши плакаты увидели 20 миллионов человек. В журнале РЖД «Саквояж» разместили календари наших мероприятий. Организовали прием журналистов и туроператоров из Литвы, США, Китая, Южной Кореи, Японии.

«В 2014 году нас посетили 6,3 миллиона туристов. Замечу, что в городах, где число приезжающих превышает число местных жителей, туризм является жизненно важной, жизнеобеспечивающей сферой. А в Петербурге проживают 5 миллионов человек. Поэтому наша задача — всеми силами развивать эту отрасль».

Для развития внутреннего туризма применили новый формат — роад-шоу «Добро пожаловать в Петербург», когда по территории России курсируют автобусы с представителями наших туроператоров и отельеров. В этом году мы посетили регионы Южного и Северо-Кавказ­ского округов, в сентябре планируем отправиться в Сибирь. Организован также ряд событийных мероприятий: например, в этом году провели большой Пасхальный фестиваль…

— Петербург — это все-таки известный мировой культурный центр, который в рекламе, в общем-то, не нуждается. Вы считаете, что рост туристических потоков связан именно с этими акциями?
— Безусловно, эта кампания внесла весомый вклад. В мире есть тысячи прекрасных городов, из них десятки — известных. Но каким образом человек должен выбрать, куда ему ехать? Мой любимый пример — рекламная кампания по продвижению норвежских фьордов. Лет 5 — 8 назад съездить туда было все равно что скататься на сафари в Африку. Все знали, что есть такие фьорды, но никто не ездил. После проведения норвежцами своей промо-акции, которая, к слову, стоила во много-много раз больше, чем вся наша мировая, редкий человек сегодня либо там не побывал, либо не планирует.

Петербург продолжает оставаться номером один

— Подводя итоги работы, вы сказали об иностранных туристах. А что с нашими?
— В 2014 году поток иностранцев у нас снизился на 11% по сравнению с предыдущим годом, но на 12% выросли россияне. В количественном плане падение мы компенсировали. В этом сезоне наших туристов мы еще не подсчитывали: обычно совокупно набираем в конце года. Но хочу сказать, что внутренние туристы с начала этого года едут к нам очень активно! Гостиницы всех сегментов — от дешевых до дорогих — отмечают значительное увеличение приезжающих.

— Связано это...
— С курсом рубля. И работой комитета. В Петербург сейчас менее затратно съездить, чем куда-то за границу. Тем более что наш город был и остается номером один для всех туристов внутри страны.

Реклама Петербурга в Гонконге.

— Сколько туристов приезжает в Петербург ежегодно?
— В 2014 году нас посетили 6,3 миллиона. Замечу, что в городах, где число приезжающих превышает число местных жителей, туризм является жизненно важной, жизнеобеспечивающей сферой. А в Петербурге проживают 5 миллионов человек. Поэтому наша задача — всеми силами развивать эту отрасль. Будут приезжать гости — будут строиться гостиницы, рестораны, развиваться сфера услуг. Соответственно, будут привлекаться инвестиции и поступать в казну налоги.

Сейчас, кстати, мы пытаемся включить в подсчет налогов от нашей сферы поступления от деятельности музеев, ресторанов, кафе. До сих пор ведь подсчитывались только турфирмы и гостиницы. А если в Исаакий стоит очередь, логично, что это имеет отношение не только к культуре, но и к туризму. Для чего это нужно? Хотя бы для того, чтобы понимать эффективность нашей работы. И — немаловажный момент — формировать более адекватный бюджет комитета.

Реклама Петербурга в аэроэкспрессах в Москве.

Маршрут по ленинским местам

— Одним из проектов по привлечению туристов в Северную столицу являются тематические маршруты, и в частности так называемый красный маршрут для китайцев. Поясните, что он собой представляет?
— Министерством культуры России вместе с китайской стороной в этом году разработан маршрут по ленинским местам. В него вошли Петербург, Ленобласть, Москва, Ульяновск и Казань. 17 июля этот маршрут был презентован, подписано соглашение со всеми регионами. В нем обозначено, куда приезжает турист, где он спит, что ест, что посещает, сколько все это стоит, проработана вся логистика.

История Октябрьской революции продолжает очень интересовать жителей КНР, ее внимательно изучают в китайских школах. В Петербурге в этот маршрут войдут Финлянд­ский вокзал, Смольный, Таврический дворец, особняк Кшесинской, «Шалаш Ленина» в Разливе. Разработаны три варианта экскурсии — на 2, 3 и 4 дня. Предполагается, что маршрут начнет работать в сентябре.

«С начала года мы провели масштабную промо-кампанию Петербурга. Опубликовали информацию о нашем городе в шести бортовых журналах ведущих зарубежных авиакомпаний. Разместили наружные баннеры о туристской привлекательности города на Неве в международных аэропортах Франкфурта-на-Майне, Амстердама, Милана, Токио, Лондона, Мадрида, Пекина, Гонконга. Разместили рекламу на бортах лондонского такси. Брендировали все 18 аэроэкс­прессов Москвы, которые курсируют до аэропортов».

— Для китайцев в нашем городе ведь существует и специальная программа — «чайна френдли»?
— Да, у китайцев есть определенные требования к размещению в гостиницах, поэтому у нас появилась такая программа. В каждом номере такого отеля обязательно должен быть чайник: приезжие из Китая самостоятельно заваривают чай, лапшу. Переходники определенного образца для девайсов. Китайская еда в ресторанах при гостинице. Меню и указатели на китайском. Кто-то из персонала должен владеть китайским языком. В настоящее время около 30% петербургских отелей отвечают этим требованиям.

— Маршруты, подобные китайскому «красному», для представителей каких-то других стран вы разрабатываете?
— У других туристов нет такой ярко выраженной специфики. Японцев и корейцев в первую очередь интересует классика: балет, театр, музеи. Европейцы больше любят лайф-стайл: кухню, фестивали, современное искусство, новые музеи, ночные клубы. Вообще в Петербурге сегодня существует около 400 экскурсий на самые разные темы. Каждый найдет для себя что-то интересное.

«По числу туристов, по количеству налоговых отчислений у нас еще слишком серьезный разрыв с признанными туристическими центрами. Пока мы не идем ни в какое сравнение не только с Лондоном и Парижем, но и со Стамбулом, Прагой. Британская столица, к примеру, ежегодно принимает 15 миллионов человек, налоговые отчисления составляют десятки миллиардов фунтов стерлингов».

Петербургу не хватает Диснейленда

— А если говорить о каких-то новых универсальных маршрутах, интересных всем?
— Сейчас разрабатывается большой проект — Серебряное ожерелье России, подобный Золотому кольцу. В него войдут 11 регионов Северо-Запада, в том числе Псков, Новгород, Вологда, Соловки. А также пригороды Петербурга и некоторые города Ленинградской области — Выборг, Ивангород, Старая Ладога. Санкт-Петербург станет стартовой точкой пути. До конца года маршрут должен быть готов.

— Туристический потенциал Северной столицы полностью раскрыт, как вы считаете?
— Конечно, нет. По числу туристов, по количеству налоговых отчислений у нас еще слишком серьезный разрыв с признанными туристическими центрами. Пока мы не идем ни в какое сравнение не только с Лондоном и Парижем, но и со Стамбулом, Прагой. Британская столица, к примеру, ежегодно принимает 15 миллионов человек, налоговые отчисления составляют десятки миллиардов фунтов стерлингов. Мы, к сожалению, недобираем количеством, услугами, различными туристическими аттракционами…

— Туристические аттракционы — это интересно. Чего нам не хватает?
— Например, Диснейленда — он серьезно увеличивает посещаемость. Нового зоопарка. Огромный приток туристов дает правильно организованный шопинг, как, например, в специальных деревнях рядом с небольшими городами в Италии. Доминантные смотровые площадки — люди любят забираться на высоту. У нас нет колеса обозрения, как в Лондоне. Воздушных шаров, как в Праге. Биноклей на смотровых обзорных площадках. Очень привлекательными являются мероприятия, подобные, например, фестивалю света, как в Лионе. Только-только начали появляться общедоступные велосипеды, сигвеи. Поэтому работы у нас еще очень много.

Все упирается в прозу жизни

— А чему нам стоило бы поучиться у других российских городов? Чем сильны другие регионы?
— В Москве — это новые досуговые и креативные пространства, в том числе на бывших промышленных территориях: «Гараж», «Стрелка». Они уже стали визитной карточкой столицы. Отдельной туристической зоной стали парки отдыха, в том числе парк Горького. Казань разработала узнаваемый фирменный брендинг: все культурные объекты там увязаны в одну символику. В Суздале Владимирской области фирменным знаком стали разнообразные местные фестивали с национальным колоритом: день огурца, праздник лаптя, русской печки, ремесел, гусиные бои, русальная неделя, вечер русского духовного стиха. Очень интересный опыт, на который следует обратить внимание.

— Является ли, по вашему мнению, сдерживающим фактором для привлечения туристов недостаток в Петербурге навигации на иностранных языках?
— На сегодня острой проблемы с этим мы не ощущаем. Десять лет назад — да, была. В последние годы установлено достаточно много указателей на иностранных языках. Программа по установлению таких табличек планомерно выполняется. На Невском проспекте в автобусах остановки объявляются на русском и английском, с указанием исторических досто­примечательностей.

— Инна Анатольевна, а куда бы вы сами сводили туриста, приехавшего в наш город?
— Наверное, это была бы обязательная пешеходная прогулка по городу с посещением Дворцовой площади, площади Искусств, набережной Мойки. Сводила бы в Юсуповский дворец, в новый Музей Фаберже. Естественно, экскурсия на теплоходе по рекам и каналам: наш город надо увидеть и с воды. И конечно же, предложила бы посетить панорамный ресторан, попробовать различную кухню, которая очень хорошо у нас представлена.

— И наконец, какие ближайшие задачи как руководитель комитета вы перед собой ставите?
— Самое главное — утвердить бюджет на следующий год. Финансов нам категорически не хватает. В этом году комитету уменьшили финансирование в 7 раз. Хотя пока мы все-таки с достоинством держимся. Поэтому все упирается в прозу жизни: чтобы расширять свои программы, нам нужны средства. Проекты есть, но пока о них говорить рано.

Фото предоставлены комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга
↑ Наверх