Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 21 ноября 2018

«Кресло — полтинник. Ложи дороже. Выход обратно бесплатно для всех!»

190 лет назад, 4 июня 1822 года, был основан первый петербургский стационарный цирк

Сейчас, прогуливаясь по центру Петербурга, мы с вами не можем представить его без роскошного здания цирка Чинизелли (наб. Фонтанки, 3), крепко держащего угол моста Белинского и набережной. Но не многие знают о том, что первый цирк был совсем не здесь.

Из всех построенных в городе цирков только это здание на Фонтанке продолжает радовать глаз.

Обозреватель «Вечёрки» Алексей Шолохов проследил историю петербургских зданий для тех, чья крыша — небо голубое, а ковер — цветочная поляна.

Гимнастический цирк — самый первый

Первым специальным зданием, построенным в России для цирковых представлений, был Гимнастический цирк на Крестовском острове в Петербурге. Его открытие и состоялось 4 июня 1822 года. Сколько-нибудь подробных сведений об этом цирке не сохранилось. Впрочем, и вся история цирковых представлений в Северной столице для нас не очень-то очевидна. Так, сотрудник Музея театрального и музыкального искусства сообщил корреспонденту «ВП», что цирк и его история в России в экспозицию музея никаким образом не входит. Есть, конечно, музей в самом Цирке на Фонтанке. Однако не будем забывать, что театр и цирк для Петербурга на всех этапах его истории были очень тесно связаны. И согласитесь, довольно странно, что к нему такое небрежное отношение у названного старшего музейного брата. Поэтому попробуем вместе с вами восстановить слегка забытую цирковую историю.

Здание цирка Чинизелли — одно из красивейших в Европе.

Цирк у Симеоновского моста

Вскоре после 11 декабря 1827 года в Петербурге был открыт цирк у Симеоновского моста, из-за чего сам цирк получил название Симеоновского. Однако тут же обнаружилось, что цирк неудобен и выстроен плохо. В источниках того времени мы встречаем сведения, что в цирке зимою, разумеется, чересчур холодно, а весною течет. Здание эксплуатировалось то для театральных, то для цирковых представлений. В итоге через 15 лет после открытия, в 1842 году, этот цирк из-за ветхости был снесен.

А в 1845 году в Петербург приезжает итальянец Александр Гверра и строит деревянный цирк на площади Большого театра. Открытие этого цирка состоялось уже 28 ноября того же года. Вот уж настоящее итальянское allegro! Может быть, итальянцу тогда просто повезло с современной строительной техникой? А может, он тщательно следил за исполнением своего отнюдь не федерального бюджета? Солнечный цирк Гверра имел в неизбалованной зрелищами Северной столице невероятный успех. Впрочем, удачу пришлось совсем скоро разделить с цирком Лежара и Кюзана, устроившим в 1846 году гастроли в Петербурге.

Соревнование между цирками привело к тому, что в 1849 году дирекция императорских театров приобрела оба здания цирков, приняла на государеву службу самых классных артистов обеих трупп и стала сама распоряжаться представлениями. То есть, говоря современным языком, национализировала обе частные компании.

Цирк Чинизелли

Ну а 135 лет назад, 26 декабря 1877 года, по проекту архитектора Кенеля был построен и открыт знаменитый цирк на Фонтанке. Это было первое в России, давно ожидаемое современниками каменное здание, построенное с учетом цирковой специфики. И уже совсем скоро оно стало известно как цирк Чинизелли — по имени инициатора постройки. Им был итальянский артист, наездник и дрессировщик Гаэтано Чинизелли — глава большой цирковой семьи, впервые приехавшей в Петербург на гастроли в 1847 году.

Заметьте, что дата 28 ноября — необычайно счастливая для питерского цирка! Через 99 лет после открытия Александром Гверрой цирка на площади Большого театра, после вынужденного перерыва, вызванного войной и блокадой, 28 ноября 1944 года был вновь открыт прекрасный цирк Чинизелли. Здание цирка Чинизелли, несомненно, одно из красивейших в Европе.

Цирк «Модерн»

Впрочем, как должно быть в настоящей культурной столице, через 35 лет у цирка Чинизелли появился достойный конкурент. Им стал цирк «Модерн». Он был открыт в 1912 году на углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов, неподалеку от особняка Кшесинской. «Насколько цирк Чинизелли был аристократичен со своими знаменитыми субботниками, — вспоминает очевидец, — настолько  «Модерн» был демократичен. Оба цирка даже не конкурировали между собой, как-то поделив петербургскую публику: более состоятельная шла к Чинизелли, менее состоятельная — в «Модерн».

Однако мирная, казалось бы, конкуренция двух цирков едва не закончилась трагически для семьи Чинизелли. Объявленные в 1917 году торги на выкуп арендуемого Чинизелли участка на Фонтанке чуть не были провалены знаменитой итальянско-русской семьей. Конечно же, главным конкурентом итальянцев на торгах был владелец цирка «Модерн» купец первой гильдии Маршан, известный в Питере и как владелец хорошей колбасной лавки. Но, заплатив последнюю заемную копейку, Чинизелли оправдали принадлежность названия цирка.

Через два года после революции, в 1919 году, цирк Чинизелли стал государственным предприятием. Единственный в Петербурге стационарный цирк и сейчас продолжает свой увенчанный славой путь.

Одного цирка мало

Однако одного стационарного цирка на пятимиллионный мегаполис, согласитесь, мало. В Москве, например, аж четыре стационарных цирка: на проспекте Вернадского, на Цветном бульваре, Цирк имени Дурова и кошачий цирк Юрия Куклачева. И спрашивается, где после этого находится культурная столица? Конечно, бывают у нас заезжие и собственные шапито, для размещения которых все сложнее найти удобную площадку в застроенном каменном мешке. Но и в стационарном историческом здании далеко не все расчудесно. Скажем, не вполне ясно, как в искусственно вентилируемом фойе исторического здания можно умудриться соблюсти нормы СНиП 31-06-2009 «Жилые и общественные здания». Законченный недавно в цирке на Фонтанке ремонт вентиляционной системы зрительного зала не затронул систему вентиляции фойе и холлов. Холлы и фойе по-прежнему проветриваются с помощью слегка приоткрытых форточек.

В итоге петербуржцам не совсем понятно, почему петербургские театры, которые сейчас в спешке и в невероятном количестве плодят за счет разного рода бюджетов свои вторые сцены, не могут пропустить вперед всеми любимый и прославленный цирк. От основания которого в Петербурге минуло 190 лет.

↑ Наверх