Газета выходит с октября 1917 года Thursday 27 июня 2019

Крути педали — бесплатно дали

Приживется ли в Петербурге система общественных велосипедов?

 

На днях в петербургских CМИ, преимущественно электронных, появилось сенсационное сообщение о скором появлении в городе бесплатных общественных велосипедов. Проект окрестили «Freebike».

Владельцам белых велосипедов свои перекрашивать не придется.


От идеи до модели

Согласно планам инициаторов проекта предстоит до конца лета запустить в Петербурге сеть точек общественных велосипедов. Бесплатный двухколесный транспорт будет доступен для пользования любому желающему. Идея, хоть и неоригинальна, безусловно, хороша, но реализация проекта вызывает множество вопросов. 

Корреспондент «ВП» связался с организатором акции, генеральным директором известной веломастерской и компании проката велосипедов Александром Ивановым.

— В нашу мастерскую люди часто привозят старые и поломанные велосипеды. Продать их невозможно, а чинить нецелесообразно. Мы решили, что починим их сами и попробуем дать людям просто кататься, — сказал г-н Иванов. — С момента объявления в прессе нам привезли около пятнадцати велосипедов. Наши мастера приводят их в порядок. Соберем тридцать штук и сразу покрасим в белый цвет.

— А если у меня велосипед белого цвета?
— На наших «общественных» велосипедах будет специальная табличка о том, что велосипед прокатный. Напишем номер телефона, по которому можно будет связаться с мастерской, если кто-то увидел наш велосипед, брошенный в сломанном состоянии. 

С миру по нитке…

На первоначальном этапе горожане должны приносить свои старые, ненужные и сломанные велосипеды в известный петербург­ский магазин проката, где их отремонтируют, покрасят в «бесплатный» цвет, а к августу — сентябрю выставят по городу для «общественного» пользования. Сдать свой ненужный велосипед для акции можно уже сейчас в любой день недели.

Дальше предполагается, что на улицах одновременно появится сотня белых железных коней. Увидел белый бесхозный велосипед — смело садись и поезжай, а потом оставь другим. Так будет работать петербургский проект «Freebike».

— Где будут выставлены велосипеды?
— Первоначально мы, возможно, поставим прокатные велосипеды недалеко от нашей мастерской — около площади перед Московским вокзалом. Мы попробуем проследить судьбу хотя бы одного велосипеда. Когда человек его возьмет, кто-нибудь из наших сотрудников проедется вместе с ним и посмотрит, где он его оставит, — говорит Александр Иванов.

Кто успел — тот и сел?

Плата за прокат взиматься, естественно, не будет. Никаких документов, залогов, контактных данных. Устанавливать отслеживающие устройства не планируется, не будут и сооружать специальных парковок и пунктов велообмена. 

— Александр, вы же понимаете, что сотней велосипедов горожанам не привить азы благопристойности. Велосипеды украдут сразу — и все. Причем 90% разберут заполонившие город гастарбайтеры.
— В данном случае это неплохо. Гастарбайтеры — такие же люди, они строят наш город. Если у них хватает ума ездить на велосипедах, а у наших сограждан больше гонора и они хотят стоять в маршрутках, то честь и хвала гастарбайтерам. Они выбирают удобный и комфортный способ перемещения по городу.

— Это ваша прививка городу от снобизма, за здоровый образ жизни?
— Да. Мне без разницы, кто будет на этих велосипедах ездить. Если будут ездить гастарбайтеры — значит, они им больше нужны. 

Мы в ответе за то, что берем 

— Но что будет, если «белые велосипеды» станут участниками ДТП?
— Если бегуны известной марки кроссовок чаще других попадают в ДТП, потому что именно в этих кроссовках удобнее бегать, то это никак не скажется на имидже компании-производителя, — уверен Александр Иванов. — Если человек попадет в аварию на нашем велосипеде потому, что он плохо отремонтирован и у него, например, отвалилось колесо, — это одно. А если водителю байка не хватило собственных навыков — то мы в этом помочь не можем.

— Вы пробуете реализовать свою идею совместно с какой-нибудь компанией или общественной организацией?
— Политика нашей организации заключается в том, что все наши идеи мы реализуем сами и сами же смотрим за результатом. Если люди готовы предлагать нам помощь — мы ее с удовольствием примем. К кому-то специально обращаться не будем. 

— То есть пока это локальная, тестовая акция вашей компании, за результатом которой вы будете наблюдать? 
— Это наша задумка для горожан, акция для города. Для людей, которые живут здесь с рождения или приехали к нам хоть на час, хоть на два. 

Покатался сам — дай покататься другому

За комментарием по поводу этого нововведения мы обратились к Кириллу Остапенко, генеральному директору крупнейшей в Петербурге сети веломагазинов: 

— Сначала мы рассматривали этот проект как общественно значимое дело. Более того, мы предлагали свое участие в этом проекте. Нам сказали: нет, не надо. После такого ответа я сразу понял, что это акция, направленная на рекламирование отдельной компании. В чистом виде реклама и ничего больше. 

Но сейчас велосипед находится на пике моды. И если подобные мероприятия будут где-то в прессе мелькать, и если они начнут, а мы потом самостоятельно подключимся по собственной инициативе, то эта акция из рекламной может перерасти в нормальную историю. Особенно если к проекту подключатся другие велокомпании, пусть даже ради саморекламы. 

Я думаю, что в этом году у них ничего не выйдет, а в следующем все может получиться. Понимаете, в Петербурге существует много веломастерских, где накопилось много старых велосипедов, которые стоят 500 рублей. Они потихонечку начнут их выставлять на улицы. И когда люди в городе будут видеть эти белые велосипеды, к ним будет соответствующее отношение. Это будет, например, выражаться в том, что ездить на белом прокатном велосипеде будет считаться дурным тоном. Все вокруг будут понимать, что ты его украл. Массовость сделает свое дело, и через несколько лет это вполне может перерасти в некий городской проект и превратиться во что-то само собой разумеющееся.

Любишь кататься…

Аналогичный опыт подобных инноваций нам подробно описал наш коллега велосипедист Михаил Телехов:

— Велосипеды в прокат сдают почти во всех мегаполисах и на курортах Европы. Но известная нам система бесплатного проката байков действует в велосипедной столице — в Копенгагене.

Воруют этот вид транспорта везде. Поэтому датчане, не надеясь на сознательность граждан, разработали конструкцию, детали от которой не подходят ни к одному заводскому велосипеду в мире. То есть даже на запчасти красть бесполезно. Эти байки раскрашены в яркие радужные цвета и предлагаются всем желающим на специальных паркингах.

Удовольствие это бесплатное. Но в залог надо оставить 20 крон. Для этого сделан специальный замок: сунул в него монетку, и механизм открылся. Покатался, привез на следующую стоянку, навесил и закрыл замок, и тебе эти 20 крон возвращаются.

Но копенгагенцы не бедствуют. И особо не беспокоятся за потерю 20 крон. Поэтому разноцветные велосипеды можно увидеть просто прислоненными к забору или в каком-нибудь дворе. То есть воровать не воруют, но бросить где попало могут.

Будем надеяться, что подобное веяние, растворившись в пятимиллионном городе, оставит свой положительный след в умах горожан и власть имущих. И быть может, в будущем мы придем к тому, что по разветвленной сети велодорожек будут курсировать многочисленные бесплатные велосипеды.

 

Фото Сергея ДИДЕНКО
↑ Наверх