Газета выходит с октября 1917 года Friday 18 сентября 2020

Ленинградский характер

26 сентября народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 80 лет

Олег Басилашвили родился и учился в Москве; окончил Школу-студию МХАТ в 1956 году. Снимаясь в фильмах, прославивших его на всю страну — «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные» и многих других, — жил на два города. Но в самой актерской природе Олега Валериановича есть нечто, свойственное именно ленинградскому характеру. Неспроста абсолютно точным актерским попаданием Басилашвили стала роль ленинградского переводчика Бузыкина в фильме «Осенний марафон» по пьесе ленинградца же Александра Володина. Актер уловил и воплотил свойства, которые традиционно связывают с человеком города на Неве: вечную внутреннюю неустроенность, размытое волевое начало, ощущение зыбкости бытия — почти трагическое. В его Бузыкине есть отсветы «чеховского интеллигента» — хотя и с поправкой на советское время.

Чеховская интонация, конечно же, близка Олегу Басилашвили. Часто он и играл этот горький чеховский смысл — «пропала жизнь!». Пропала, хотя все вроде бы идет своим чередом, люди пьют чай, разговаривают и даже иногда мечтают. Неспроста одним из непревзойденных театральных созданий актера остается Андрей Прозоров в «Трех сестрах» Георгия Товстоногова. Сохранился рисунок актера БДТ Анатолия Гаричева, который набросал Басилашвили в этой роли: Прозоров сидит аморфной массой, будто прижат к земле, но взгляд устремлен ввысь. Отсюда рукой подать до превосходного телевизионного образа Басилашвили — Обломова в постановке Александра Белинского.

Пару лет назад вышли в свет мемуары артиста «Неужели это я?! Господи…». Достаточно прочитать лишь ту главу, где Басилашвили описывает свой ранний период в БДТ, чтобы уловить интонацию, свойственную еще одному человеку города на Неве — Достоевскому. Олег Валерианович рассказывает, как в конце 1950-х по приглашению Товстоногова стал артистом БДТ вместе со своей первой супругой Татьяной Дорониной, как провалил дебютную роль, как несколько лет ощущал себя несостоявшимся актером при обласканной успехом жене. В готовности всмотреться в темные закоулки своей души, обнажить неприглядные стороны самого себя, комплексы, сомнения, страхи проглядывает «достоевщина».

Режиссеры по-разному использовали «негероичность» героев Басилашвили. Иногда показывая, как в мелкой натуре и в обыденном, на первый взгляд, человеке может проявиться почти монстр (скольких же Самохваловых и Мерзляевых переиграл актер!). А иногда — наоборот — сколько силы, героизма и незаурядности таится в робком и физически слабом человеке, как в случае с Платоном Рябининым из «Вокзала для двоих», пианистом, который пожертвовал собой ради жены, взяв на себя ее вину.

Конечно, сегодня странно читать о неудачах актера в БДТ в первые годы работы — ведь Басилашвили давно уже один из корифеев этого театра, один из тех, кто в полном смысле «товстоноговский актер». Быть может, странно читать о мягкости и робости его персонажей, если Олег Валерианович так активно занимался политикой, общественной деятельностью, высказываясь всегда смело и бескомпромиссно. В одном из лучших фильмов Рязанова персонаж Басилашвили — единственный, кто отказывается лететь в «небеса обетованные». «А зачем мне? — говорит он с улыбкой и набежавшей слезой. — Я и так летаю — на крыльях любви». Олегу Валериановичу, кажется, ведома таинственная взаимосвязь силы и мягкости, негероичности и настоящего героизма, а также — что значит летать, ступая по земле.

Олег Басилашвили был одним из самых «товстоноговских» артистов. На репетиции с Георгием Александровичем. Фото: Архив БДТ

Корреспондент «ВП» попросил рассказать о юбиляре его партнерш: одну — по фильмам, другую — по спектаклям, — Лию Ахеджакову и Марию Лаврову

Народная артистка России Лия АХЕДЖАКОВА:

— Уважение к Олегу Валериановичу как к актеру у меня было изначально, до встречи с ним. Как артист он меня всегда восхищал и до сих пор восхищает — каждой своей ролью!

Это чудесный, очаровательный партнер: образованный, умный, очень интересный человек. На съемках у Эльдара Александровича он с места в карьер начинал читать какие-то божественные стихи — без единой запинки. Басилашвили, Гафт, Невинный, Карцев создавали невероятную атмосферу на площадке. И можете себе представить, что происходило, когда к ним присоединялся Жора Бурков! Все то, что делали эти остроумные, талантливые люди, да и сам Эльдар Александрович (который любит и поэзию, и юмор, и острое словцо), создавало особую атмосферу. Не помню, чтобы у какого-то другого режиссера воздух на съемочной площадке был так заряжен поэзией, рассказами, эпиграммами, анекдотами — и про БДТ, и про Товстоногова, и про Школу-cтудию МХАТ...

В фильме «Небеса обетованные» Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили были партнерами.

Рязанов собрал невероятную команду ярких, харизматичных артистов. Съемки с этими партнерами я воспринимаю как счастье и вспоминаю этих людей с нежностью. Мы не расставались целый месяц и виделись каждый день. И конечно, одним из самых ярких в этой когорте уникальных личностей был Олег Валерианович. В ту пору, когда мы с ним снимались у Рязанова, он был известен как один из ведущих актеров легендарного ленинградского театра — БДТ. При этом в нем никогда не было премьерства, он никогда не вел себя как звезда.

Я видела, как перед ответственной сценой Олег нервничает, волнуется, как он неуверен. И эту способность сомневаться перед каждой новой ролью, это отсутствие самонадеянности и самоуверенности я очень ценю. Трогательно, когда опытнейший, матерый артист волнуется как мальчишка.

Я рада, что БДТ возглавил режиссер, которого я очень люблю, — Андрей Могучий. Счастлива, что мне довелось работать с ним. Я уже успела посмотреть чудный спектакль «Алиса», и хочется верить, что Басилашвили и Могучий — эти двое моих любимейших людей на театре — сделают вместе что-то уникальное. Желаю, чтобы Олег в свои 80 лет встретился в работе с этим режиссером-новатором; с этим, к слову сказать, очень сокровенным человеком, очень настоящим, очень ленинградским, талантливым лидером, достойным великого БДТ.

Я всегда чувствовала, что Олег Басилашвили — человек, близкий мне по мировоззрению. Но окончательно его образ сложился для меня вне съемок — благодаря тому, что мы с ним все эти годы одинаково смотрели на происходящее с нашей страной, на все вызовы времени. И мнение Олега об этих событиях не вычитанное, не взятое взаймы, а его собственное мнение, присущее ему. Это настоящий боец, независимо и мужественно мыслящий, и в последние 20 лет я все больше узнаю его — гораздо больше, чем во время съемок. Наверное, мировоззрение объединяет даже больше, чем актерское братство.

В спектакле «Антигона», по признанию Марии Лавровой, Олег Басилашвили был ей как отец. Фото: Нины Горловой

Заслуженная артистка России Мария ЛАВРОВА, актриса БДТ:

— Мария Кирилловна, вы, конечно же, видели Олега Басилашвили и в жизни, и на подмостках задолго до вашего вступления в труппу БДТ. Когда вы стали партнерами по сцене, ваше представление о нем как-то изменилось?

— Конечно. Впервые в сознательном возрасте я увидела его (насколько помню) в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор». Мне было лет пять, и я хорошо помню и этот спектакль, и Олега Валериановича, который мне очень-очень понравился. Такой красивый, подтянутый, он с импровизационной легкостью вел свою роль и был словно… какая-то струна звенящая. Из более поздних моих сильных впечатлений — спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», где Олег Валерианович играл Мамаева и где у него был замечательный дуэт с Евгением Лебедевым. Когда в одной из сцен они рефреном повторяли: «Раньше крепче было, крепче было», — все угорали от хохота.

Наш первый совместный спектакль — «Вишневый сад», но там не было тесного партнерства. А вот в «Антигоне», где я играла Антигону, а Олег Валерианович — Креона, — огромные сцены на двоих, и тут уж я получила и школу, и радость от партнерства, и чудо общения с Олегом Валериановичем. На «Антигоне» у нас завязалась актерская дружба, как мне кажется.

А потом — «Копенгаген», где я удостоилась чести быть сценической супругой Олега Валериановича, при всей очевидной разнице лет. Он играл Нильса Бора, я — Маргарет Бор.

— То есть из спектакля в спектакль вы с ним сохраняли родственные связи: в «Вишневом саде» — племянница и дядя, в «Антигоне» — невестка и свекор, в «Копенгагене» — муж и жена...
— И конечно, от одной работы к другой наши отношения становились все более демократичными. Олег Валерианович вообще человек невероятно демократичный. Демократ и либерал до мозга костей — и в жизни, и в политике. Поэтому, наверное, с ним так легко общаться. Но при всем том я, конечно, испытывала и испытываю необыкновенное почтение к Олегу Валериановичу.

— На сайте БДТ появилась новость, что «Копенгаген» будет восстановлен...
— Это пока только намерения, мы еще не начинали репетировать, но я несказанно рада. Мы долго не играли «Копенгаген», а это очень интересная, тонкая работа. Мне посчастливилось репетировать с шикарным мужским коллективом: режиссером Темуром Чхеидзе и партнерами — Валерой Дегтярем и Олегом Валериановичем. Когда мы начинали играть спектакль, нас захватывала вложенная в него энергия, и порой я ловила себя на мысли, что как будто нахожусь в иной реальности, забывая, что зритель сидит в зале. Да, Темур Нодарович так тонко и точно простроил отношения внутри нашего трио, что магия игры размывала ощущение реальности.

Сегодня мы с Олегом Валериановичем играем только в одном спектакле — «Дядюшкин сон», где меньше возможности партнерства. Но как же он мне нравится в роли князя К.! Я получаю удовольствие от одного присутствия рядом. С Олегом Валериановичем удивительно легко находиться на сцене!

— Каждый актер по-своему готовится к выходу на сцену. Кому-то требуется уйти в себя, кому-то, напротив, необходимо общение. А Олег Валерианович?
— Нельзя сказать, что он замыкается и никого не подпускает. Он мгновенно переключается, может и пошутить, и спеть, и все что хочешь. Это же суперпрофессионал. Может, гримируясь, начать читать Маяковского, которого очень любит: «Это было, / было в Одессе. / «Приду в четыре», — сказала Мария. / Восемь. / Девять. / Десять». Должно быть, Маяковский заряжает его какой-то особой энергией.

— А можете вспомнить случай, когда Олег Валерианович особо выручил вас как партнер во время спектакля?
— В той же «Антигоне» так было постоянно. Мне было очень трудно играть Антигону: трудная роль, ответственность огромная, очень хотелось, чтобы мой персонаж был живым. А Олег Валерианович крайне чуток как раз к подлинному, живому партнерству. И порой он мне не спускал, когда я, что называется, садилась на автомат, то есть не включалась в происходящее, а действовала механистично. Я очень благодарна, что рядом находился такой контролер, как Олег Валерианович.

Спектакль заканчивался трагической сценой. Перед тем как Креон отдает Антигону страже, Олег Валерианович обнимал меня, я сидела у его ног, и в этот момент у меня возникало острое ощущение нашей душевной и духовной близости. Он был мне как отец. Этот спектакль был живым, вбирал в себя все новые нюансы, которые для меня были очень дороги. И за это состояние духовной близости, которое я испытала благодаря Креону — Олегу Валериановичу Басилашвили, я ему очень благодарна.

Пять фактов об Олеге Басилашвили

1. В труппе БДТ актер с 1959 года — уже 55 лет. Он дебютировал на этой сцене в спектакле Георгия Товстоногова «Варвары», сыграв Степана Лукина.

2. Актер был одним из обитателей гримерной БДТ, ставшей легендарной благодаря потолку, который расписан автографами выдающихся людей.

Сергей Юрский в книге «Кто держит паузу» вспоминает о зарождении традиции оставлять подпись: «Первым расписался я в левом дальнем углу над своим столом красной краской. Вторым синей краской в дальнем правом углу написал свою фамилию Басилашвили. Третьим решился автор идеи — Гаричев».

3. Первой ролью Басилашвили у Эльдара Рязанова должна была стать роль Ипполита в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Как вспоминает режиссер, на кинопробах актер был гомерически смешон, и его утвердили. Олег Валерианович приезжал из Ленинграда несколько раз для примерок и для съемки фотографий — в том числе портрета Ипполита, который Лукашин выбрасывает в форточку. Но у актера случилось несчастье: умер отец, а следом — партнер по сцене Ефим Копелян, отчего резко изменился репертуарный график БДТ. В результате Ипполита сыграл Юрий Яковлев. Но в фильме героиня поднимает со снега карточку с изображением Олега Басилашвили: переснять кадр не успели, потому что снег сошел.

4. Первой ролью Басилашвили у Эльдара Рязанова стал Самохвалов в фильме «Служебный роман». Также актер озвучил роль мужа секретарши Верочки — Лии Ахеджаковой.

5. В 1990 — 1993 годах актер был народным депутатом РСФСР.

↑ Наверх