Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 25 июня 2019

Лирический дневник Чайковского

В этом году музыкальный мир отмечает 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского

Известный московский пианист и музыкальный куратор Алексей Гориболь подготовил программу, посвященную этой дате, которую вместе с Ларисой Спирановой и Рустамом Комачковым исполнит 1 апреля в КЗ «Яани кирик».

В концерте примут участие: замечательная певица, одна из самых известных учениц прославленной Зары Долухановой, заслуженная артистка России Лариса Спиранова и лауреат международных конкурсов виолончелист Рустам Комачков. Прозвучат не только известные, но и редко исполняемые произведения Чайковского. Среди последних — два вокальных цикла, посвященных знаменитым певицам своего времени Дезире Арто и Елизавете Лавровской, сыгравшим заметную роль в судьбе молодого Петра Ильича.

За роялем — Алексей Гориболь, виолончель — Рустам Комачков.

Рассказывает Алексей Гориболь: «Романсы Чайковского являются своего рода лирическим дневником композитора. В посвящениях, в отборе поэтических текстов, в акцентах и тончайших нюансах прослеживается полная драматизма и внутренних переживаний жизнь и судьба гениального художника. Вместе с тем романсы — это и творческая лаборатория Чайковского. В них мы встречаем наброски тем, голосоведений, фактур и даже сюжетов будущих великих опер, симфоний и инструментальных концертов.

С Рустамом Комачковым мы сотрудничаем не так давно. Года четыре назад раздался звонок Веры Таривердиевой, которая предложила сделать программу с Рустамом. Она сказала, что Рустам — невероятно тонок, вместе с этим невероятно дерзок и хочет сотрудничать со мной. Мы подготовили с ним программу для Органного конкурса-фестиваля Таривердиева в Калинин­граде, который курирует Вера Таривердиева. Мы немного разные с Рустамом, но это интересно. На новом диске «Дубовый лист виолончельный», который является итогом нашего четырехлетнего сотрудничества, есть 11 треков очень разной музыки. Там и Шуман, и Григ, и Бах, и Пьяццолла, и Таривердиев, и Сарасате, и Шварц, и Чайковский. Когда наши друзья слушали этот диск, они сказали, что впечатление такое, что играют 11 разных виолончелистов».

Программа концерта дает представление не только о разнообразной музыке самого Чайковского, но и о музыкальном контексте его времени. Произведения Чайковского прозвучат в окружении вокальной и виолончельной музыки, написанной композиторами, составлявшими ближайшее музыкальное окружение Петра Ильича. Это его любимый ученик Сергей Танеев и Антон Аренский, который формально не являлся учеником Чайковского, но своей музыкой, с ее изысканным мелодизмом и внутренним надломом, был особенно близок Петру Ильичу, и тот многие годы оказывал ему покровительство. Очень теплые коллегиальные отношения связывали Чайковского и с Эдвардом Григом. Глазунов и Рахманинов — молодые современники Чайковского, которым он уделял внимание и оказывал неизменную поддержку.

↑ Наверх