Газета выходит с октября 1917 года Saturday 19 сентября 2020

Мода и грация вернулись в Петергоф

В Большом дворце после реставрации открыли Картинный зал

 

В Большом дворце Государственного музея-заповедника «Петергоф» сегодня после комплексной реставрации открывается Картинный зал со знаменитой «шпалерной» развеской произведений Пьетро Ротари. В процессе реставрации еще остаются и будут закрыты для посещений Парадная лестница, Куропаточная гостиная, Диванная и Тронный зал.


В Картинном зале все 368 изображений прошли процесс обеспыливания и удаления загрязнений. Выделенные в отдельную группу 100 работ были основательно отреставрированы: произведено утоньшение лака, удаление потемневших тонировок, подведение грунта и живописная реставрация с последующим покрытием лаком. Сотрудники музея в своей работе точно следуют фотографиям и описям, сделанным до реставрации, чтобы все картины оказались строго на своем месте. Для этого заранее прорисовывалось положение отдельных рам и линий общего багета, фиксировалось расположение картин.

В ходе работ в Картинном зале был воссоздан паркет из четырех пород дерева, включая мореный дуб, отсутствовавший в послевоенной реставрации. Восстановлены частично утраченные позолота и резьба, а также отреставрированы некоторые висевшие на стенах зала портреты.

Во время Великой Отечественной войны картины были эвакуированы в Новосибирск и благодаря этому не пострадали. 368 изображений вернулись на свои места только по окончании послевоенного восстановления в 1950-х годах. Об этом времени напоминает своеобразное послание от реставраторов: на одной из стен мелом нарисована забавная голова игрушечного футболиста из популярного мультфильма того времени "Необычный матч". 

Картинный зал или Кабинет мод и граций занимает центральное место в Большом Петергофском дворце. Современный вид зал приобрел в 1764 году, когда по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота он был украшен 368 живописными полотнами кисти итальянского художника Пьетро Ротари. Приехавший в Россию по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, Ротари был назначен придворным художником. Он считался большим знатоком костюма и особенно прославился идеализированными портретами молодых женщин и мужчин в национальных одеждах. Моделями художнику очень часто служили обычные люди, как правило, прислуга. Ротари был талантливым художником, оказавшим влияние на развитие жанра портрета в русской живописи - среди его учеников Антропов,  Рокотов и  Аргунов.

"Шпалерная" развеска картин была очень популярна в XVIII столетии. Украшенные таким образом интерьеры есть в Царском Селе, Ораниенбауме, в петербургских дворцах и петергофском Эрмитаже. Однако не было случая, чтобы шпалеры были выполнены преимущественно в жанре портрета и составлены из работ только одного художника. В этом плане Картинный зал Большого Петергофского дворца не имеет аналогов. В нем представлен целый калейдоскоп загадочных красавиц за различными занятиями. На восточной стене висит портрет молодой девушки в цыганском костюме, написанный таким образом, что в любом месте зала, где бы ни находился зритель, цыганка «водит» за ним пальчиком и кокетливо улыбается. Среди многочисленных женских головок выделяется портрет молодого казака, прислуживавшего в доме Пьетро Ротари, которого художник часто писал.

В XVIII веке были широко распространены trompe-l'oeil (от французского "обман зрения") - иными словами, картины-мистификации. Подобные "обманки" сохранились и в Картинном зале, например, "картина в картине" - изображение холста с загнутыми углами, на котором написан портрет молодой девушки.

 

Фото предоставлено ГМЗ Петергоф
↑ Наверх