Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 ноября 2017

Новый взгляд на личность Петра Третьего

В Ораниенбауме открылся новый музей — Картинный дом, реставрация которого длилась шесть лет

Построенный по проекту великого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, Картинный дом представляет собой великолепный образец петровского барокко. Работы были завершены в 1755 году, так что сейчас здание отмечает свое 260-летие.

По словам директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой, Картинный дом открывает нам личность императора Петра Третьего с новой стороны. Ведь в историю он вошел как солдафон, самодур, не знавший русского языка, носившийся с бредовой идеей сделать православную Россию протестантской страной.

Картинный дом — фасады сохранились неизменными

По мнению Елены Кальницкой, Картинный дом позволяет судить о Петре Третьем совершенно иначе: «Он предстает как высокообразованный человек, обладавший художественным вкусом». Картинный дом — отражение вкусов Петра Третьего, впрочем, весьма типичных для аристократа XVIII столетия. Здесь размещались коллекция живописи, библиотека, кунсткамера, а также оперный театр.

Известно, что император страстно любил музыку, играл на скрипке Страдивари (его даже называют иногда Скрипачом на троне).

Оперный театр — силуэты музыкантов

Двусветный зал

Среди картин, представленных в Двусветном зале и в картинной галерее, обращает на себя внимание полотно болонского мастера Лодовико Карраччи «Обрезание Христа», предоставленное Эрмитажем на временное хранение. Вообще в экспозиции много произведений искусства, предоставленных Ораниенбауму другими музеями — Эрмитажем, Русским музеем, Кунсткамерой — на условиях временного хранения. Дело все в том, что после загадочной смерти Петра Третьего Екатерина Вторая повелела передать коллекции в Петербург — в Академию художеств, Кунсткамеру, императорский Эрмитаж, Публичную библиотеку… Сегодня собрать все это вновь вряд ли возможно. Но благодаря наставнику Петра Третьего Якобу Штелину сохранились подробнейшие описи коллекций, схемы размещения картин, которые помогли при воссоздании музея.

Кабинет-библиотека Петра Третьего

Кабинет-библиотека Петра Третьего — зал, типичный для жилища просвещенного ученого-аристократа XVIII столетия, чем-то напоминающий кабинет Фауста.  Предметы, заполнявшие подобные комнаты, запечатлены на многих натюрмортах жанра vanitas: астрономический глобус, солнечные часы, скрипка, старинные книги, угасшие свечи. В комнате незримо витает дух наставника Петра Третьего Якоба Штелина — выдающегося человека, который внес свой вклад не только в воспитание будущего императора, но и в развитие российской академии наук.

Как рассказали нам на экскурсии по новому музею, планируется дополнить интерьер этой комнаты книжным шкафом, выполненным некогда по эскизам Якоба Штелина. А сам многоуважаемый шкаф — книгами и муляжами книг (ибо не все возможно достать сейчас, в наше время). Согласно сохранившейся описи в библиотеке Петра Третьего было четыре тысячи книг, в том числе на немецком языке и на латыни. Это удивительно, если вспомнить мемуары его супруги Екатерины Второй, которая писала, что муж ее ничего не читает, за исключением молитвенника и книг с описаниями казней и пыток.

Кому верить — ей или Якобу Штелину? Вряд ли история даст ответ на этот вопрос.

На фоне музеев, библиотек, архивов, проявивших добрую волю, странно выглядит позиция Мариинского театра, отказавшегося предоставить ГМЗ «Петергоф» электронные копии партитур тех опер, которые ставились в оперном театре Петра Третьего. А они были необходимы музею, чтобы создать мультимедийную экспозицию оперного театра. Выручила Консерватория, в библиотеке которой они нашлись. 

Сейчас в Оперном зале еще не завершены работы, но журналистам показали будущую экспозицию. Ее открытие намечено на 1 июля.

Здесь можно будет погрузиться в атмосферу оперного театра эпохи барокко, а также  узнать о рождении русской оперы. Для этого создана мультимедийная программа, которая будет проецироваться на сцену оперного зала. Декорации к опере создал Джузеппе Валериани. Эскизы хранятся в Эрмитаже. Музей пошел навстречу коллегам и предоставил электронные копии.

Кабинет-библиотека: глобус, фолианты, скрипка

«Экскурсию» по оперному кабинету проводит для посетителей Олег Басилашвили. Он ведет рассказ от лица Оперного дома, повествующего о своей истории. Первой оперой, которую поставили на сцене Оперного зала, был «Плененный Амур» (музыка Франческо Арайи, либретто  Пьетро Метастазио). Но посетители, которые придут в Оперный дом в июле, увидят и услышат фрагмент оперы «Цефал и Прокрис». Автором музыки был тот же итальянский композитор Арайя, а вот либретто сочинил  Александр Сумароков. 

Будут воспроизведены даже звуки, которые создавались шумовыми машинами: шум грозы, дождя, ветра. Как отметил Глеб Фильштинский, театральный художник, один из создателей мультимедийного проекта «Оперный театр. 1755 год», шумы эти воспроизведены не с помощью электроники, а самыми настоящими механизмами. Так, например, шум дождя возникает благодаря тому, что по железному желобу катится горох.

Елена Кальницкая пояснила, почему было решено не ставить оперу с помощью настоящих артистов, а воссоздать ее средствами мультимедиа: «Театральный зал — малюсенький. Спектакли были бы неокупаемыми, ведь мы не можем продавать билеты по высоким ценам».

Картинный зал

Кстати

Как известно, Петр Третий закончил свои дни в Ропше.

Сегодня Ропша находится в ведении ГМЗ «Петергоф» и доставляет музейщикам множество проблем.  Сейчас там продолжаются противоаварийные работы.

Буквально на днях в социальных сетях появилось видео, снятое одним из пользователей мобильным телефоном. Там видно, как экскаватор сносит единственную из уцелевших колонн портика дворца, обрушившегося в начале января.

Специалисты, к которым СМИ обратились за комментариями, назвали происходящее варварством. Елена Кальницкая так прокомментировала инцидент:

— Идут противоаварийные работы в Ропше. Наверное, все понимают, что работы ведутся по проекту, что все продумано, все контролируется. Но вот приходит молодой человек и снимает на мобильный телефон,  как с помощью строительной техники разбирается свободно стоящая колонна. Все делается по согласованной со специалистами технологии, по существующему проекту. Разбирать вручную эту колонну, которая стояла только за счет собственного веса и могла в любой момент обрушиться, нельзя. Это представляло бы угрозу для безопасности  людей. Но ведь большинство пользователей Интернета об этом не знает. Ролик, выложенный в Сеть, набирает просмотры. Мне в пятницу, уже в ночи, звонят журналисты и требуют комментариев. Я не сплю, нерв­ничаю. Мне горько, что мои коллеги, профессионалы, такие как Михаил Мильчик, говорят, что это — подсудное дело, варварство. То есть мы, сотрудники ГМЗ «Петергоф», — варвары?

Понятно, что своими силами музей не может привести в порядок дворец, который превращен в руины. Как рассказал на прессконференции в Ораниенбауме заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов, для восстановления Ропши требуются огромные средства, исчисляемые миллиардами рублей. Поэтому пока в Министерстве культуры рассматривается вопрос о консервации архитектурного ансамбля. Сейчас необходимо завершить срочные противоаварийные работы, а затем приступить к консервации, которая предотвратит дальнейшее разрушение.

↑ Наверх