Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 28 октября 2020

Премьеры на новой сцене Александринки и 30-летие спектакля «Муму» в МДТ

Александринка-2: «Старая женщина высиживает» — 8 и 9 февраля; «Это тоже я» — 11 и 12 февраля.

Старые и новые 

Новая сцена Александринки, взявшая после открытия тайм-аут почти на полгода, нынче выдает впечатляющий интенсив. Тут и премьеры одна за одной, и гастроли одна другой интереснее. В ближайшие дни здесь ожидаются первые показы спектакля «Старая женщина высиживает» — 8 и 9 февраля, приезд спектакля Школы-студии МХАТ «Это тоже я» — 11 и 12 февраля. Начало спектаклей в 19.30. 

Из спектакля «Старая женщина высиживает».


Спектакль «Старая женщина высиживает» выпускает известный московский экспериментатор, некоторое время назад окончивший магистратуру у Валерия Фокина, Николай Рощин. Фокин же передал Рощину текст пьесы польского драматурга-абсурдиста, точнее сказать, живого классика польского абсурда Тадеуша Ружевича, который в свою очередь получил из рук самого Ружевича еще в 70-е. И, надо отдать должное Фокину, оценил тогда же. Причинно-следственную логику и внятный сюжет в тексте искать бессмысленно, так же, как и пытаться описать героиню. Сомнению не подлежит только ее возраст: она стара, и у нее большие претензии к миру и близким. Но претензии эти охватывают такой широкий круг реальности, что в конце концов из них складывается модель мироздания одного отдельного персонажа — парадоксального и ускользающего от других, но вдруг поворачивающегося такими сторонами, что публика глядится в эту старую героиню, как в зеркало. Есть в пьесе и другие герои — проститутка, епископ, врач и дитя-космонавт, но в центре от начала и до конца остается главная героиня, которую сыграет Елена Немзер. 

Сцена из спектакля «Это тоже я».

Что касается гостей Новой сцены, то ими на сей раз станут студенты выпускного курса самого знаменитого, пожалуй, театрального вуза страны — Школы-студии МХАТ. В последнее время из ее мастерских расходятся по российскому театральному пространству благие вести — о важных художественных свершениях, которые осуществляются совсем юными командами, но с ощутимым уже профессионализмом. Эстафету от курса молодых экспериментаторов Кирилла Серебренникова перехватили студенты Дмитрия Брусникина. Они отправились на улицы и вокзалы, в школы и институты Москвы, не забыли заглянуть и на митинги с диктофонами — а результатом стал спектакль в стиле вербатим «Это тоже я», представляющий собой полный социальный срез сегодняшней столицы. Старики, школьники, полицейские, представители ЛГБТ и богемы отвечают на вопросы о детстве, смерти, страхах. В саундтрек спектакля входят «АукцЫон», «The Tiger Lillies», «5,Ницца», Сид Вишез, Янка Дягилева, Клавдия Шульженко, Принс. Режиссер спектакля — создатель московского сценического трэш-хита «Копы в огне» Юрий Квятковский. Шеф-драматург — Андрей Стадников.

Тридцать лет и три собаки

В МДТ — Театре Европы, где празднуют не только премьеры, но и, по доброй славной традиции, юбилеи спектаклей-долгожителей, отмечают 30-летие спектакля «Муму» — постановки для семейного просмотра сколь легендарной, столь и неординарной, даром что по произведению школьной программы. 

Сергей Козырев в спектакле «Муму».


О скучных школьных уроках забываешь с первой же минуты. Потому что у спектакля режиссера Вениамина Фильштинского несколько мощнейших составляющих. Прежде всего Герасим в исполнении Сергея Козырева, точно вышедший из русских былин, но попадающий в сонное царство, ограниченное двором сумасшедшей барыни. Другая снайперская режиссерская находка — сценки, которые разыгрывают вольные мужики в «Притынном кабаке»: таким образом история разворачивается в двух жанрах — драматическом и пародийном. Наконец, есть живая собака на сцене — исполнительница этой роли за 30 лет сменилась всего трижды, при том что спектакль сыгран 382 раза и гастрольная карта у него внушительная: Турин, Ташкент, Киев, Москва, Чебоксары, Пермь. 

Спектакль, что замечательно, лишен натурализма — это даже не сцены, а сценки из убогой русской жизни, в которой любой сюжет, даже начавшийся как сказочный, непременно сворачивает в омут. 

Но основной секрет творческого долголетия спектакля — то, что играют в нем те же мастера, что и в других шедеврах этого лучшего российского драматического театра. Среди бессменных исполнителей ролей в «Муму» кроме упоминавшегося уже Сергея Козырева — Наталья Акимова, Владимир Артемов, Сергей Власов, Владимир Захарьев, Анатолий Колибянов, Лия Кузьмина, Михаил Самочко, Наталья Фоменко.

↑ Наверх