Газета выходит с октября 1917 года Monday 24 июня 2019

Сочинение заставит думать

Школьникам, получающим образование по системе ЕГЭ, придется непросто

В школы вернулось сочинение. Если по нему не получить зачет, то выпускников не допустят к ЕГЭ. Правда, одиннадцатиклассникам дается шанс: в случае незачета они могут пересдать сочинение через два месяца, то есть 4 февраля или в апреле — мае. 

Необходимость уделять намного больше внимания русскому языку и литературе в наших школах назрела давно.


Оценивать сочинение будут по нескольким критериям: насколько оно соответствует теме, есть ли ссылки на литературные источники, каковы композиция и логика рассуждений, а также качество изложения и грамотность. Кстати, темы направлений по литературе уже известны: их можно найти на сайте Минобрнауки. В то же время Рособрнадзор предупреждает, что объем сочинения должен быть не меньше 250 слов, а время написания — 3 часа 55 минут, при этом ребятам не возбраняется пользоваться орфографическим словарем. 

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов уже сказал, что у итогового сочинения «более мягкая форма написания, без жестких оценочных градаций», но все же, думается, для выпускников это будет нелегкое испытание. Ведь итоговое сочинение несколько лет отсутствовало в графике экзаменационных испытаний. А некоторые вузы, учитывающие его при поступлении абитуриента, будут проверять и оценивать сочинение уже по 10-балльной шкале. 

К слову, написать итоговое сочинение могут и выпускники прошлых лет.

 

Комментарий специалиста

Эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев:
— С возвращением сочинения меняется многое. Литература всегда была нужна для мыслительного аппарата человека, ведь за последние годы, и мы убедились в этом, люди перестали мыслить. Об этом говорил и наш президент, который высказался в конце прошлого года за возвращение  итогового сочинения в школы, и ведущие наши специалисты, которые все время твердили, что ЕГЭ — ужасное бремя для нашего образования. Потому что единый госэкзамен не оценивает уровень образования, а оценивает какие-то фрагменты знаний. И то, что некоторые вузы будут учитывать при поступлении результаты итогового сочинения, положительный момент. Это первый шаг к тому, чтобы сподвигнуть школьников к изучению литературы. И это очень важно. Например, в ФИПИ проводили исследования, и оказалось, что ошибки по литературе четко коррелируют с ошибками и по математике, и по физике, и по русскому языку. 

В советское время, да и в досоветское тоже, литература была главным предметом. Все наши великие поэты были и великими учителями, так как все дети учились на их творчестве: взять, к примеру, Лермонтова, Пушкина. И сейчас Минздрав опубликовал темы для сочинений, где есть место и творчеству Лермонтова. Я посмотрел их и понял, что от самого Лермонтова там ничего не остается. Ведь это был человек, поэт, гений, и сочинение должно оцениваться как неформальное! Но критерии, придуманные Рособрнадзором, это не учитывают. И в итоге что получилось, то получилось. Поэтому нужно понастоящему учиться литературе, которая поможет мобилизовать учеников, научить их мыслить, в отличие от ЕГЭ-угадайки. 

↑ Наверх