Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 19 декабря 2018

Теему Кескисарья: В генах финнов нет этнической ненависти

Историк доцент Хельсинкского университета недавно представил в генеральном консульстве Финляндии свою последнюю книгу «Выборг-1918». Она посвящена «освободительной войне», финальной точкой которой стал массовый расстрел русских 29 апреля 1918 года.

— Выборг для Финляндии окончательно потерян, но интерес к его истории и сегодня велик, — рассказывает Теему Кескисарья. — Для меня эта тема особенно интересна, потому что здесь террор достиг своего апогея. В течение двух суток были расстреляны около 400 человек, в подавляющем большинстве — русские, не имеющие никакого отношения к красному движению. Это была самая кровавая и массовая казнь в Финляндии.

Братание красных в Иисалми. 1917. Надписи на транспарантах: «Да здравствует свободная финская республика!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Свободный священный труд в свободной республике!».


Книга издана на финском и вряд ли будет переведена. Автор говорит: она написана скорее для финской публики, поскольку интерес к этой теме велик. Суоми тяжело пережила Гражданскую войну. В общей сложности во время войны и после были убиты и умерли в концентрационных лагерях от болезней и недоедания 40 тысяч человек. Только «зимняя», а потом Вторая мировая, которую в Финляндии называют войной-продолжением, привели общество к согласию.

— События 1918 года обсуждались в обществе всегда, информация о них изложена в школьных учебниках, — говорит автор. — Но пожалуй, только в последние годы эта трагедия оценивается объективно и беспристрастно.

Красные солдаты с винтовками винчестер.

Прифронтовая зона

В основе книги Теему Кескисарья — архивные документы, свидетельства очевидцев, письма, фотографии. Последние — особенно красноречивы. Пролистывая книгу, ощущаешь дыхание фронтового города. На старых, потрескавшихся от времени снимках — обозы белых, направляющиеся к осажденному городу, позиции красных, шеренги людей в форме на улицах города.

Выборг начала XX века — большой по тогдашним меркам торговый город с населением около 50 тысяч человек. Самый интернациональный в Финляндии: изначально здесь жили карелы, финны, шведы, выходцы из немецких городов Ганзейского союза, в период Великого княжества пришли русские, евреи, татары, другие народности. Самым многочисленным национальным меньшинством были русские. Они составляли 10 процентов, то есть около 5 тысяч человек. Среди русского населения были и бедные рабочие, и зажиточные купцы, и чиновники. Как подчеркивает автор, межнациональные стычки имели место и до войны, но носили бытовой характер, и чаще всего происходили в питейных заведениях. Такой пороховой бочки, как на Балканах перед Первой мировой войной, здесь никогда не было.

В январе 1918 года начинается война, хорошо укрепленный Выборг с 10-тысячным гарнизоном оказывается единственным транспортным узлом, связывающим красное движение с Петроградом. Кольцо блокады стягивается все туже, фронт в 10 км от города. Между красными — финнами и русскими — нет согласия: к апрелю армия практически деморализована.

Теему Кескисарья так объясняет причину распада. Красное движение в Суоми было слишком разнородным. Финны не доверяли русским, поскольку считали, что они ленивы и плохо воюют. К тому же красные финны думали, что Ленин мало помогает им, в то время как белые получают гораздо больше помощи от Германии. К апрелю разногласия достигли апогея. Прибывавшие из Петрограда красноармейцы смертельно устали от войны и вылазкам на фронт предпочитали кутежи в питейных заведениях. Это служило для финнов дополнительным раздражителем, поскольку у русских были деньги, водка и хлеб и, соответственно, больше внимания девушек. На этой почве вспыхивали стычки.

В апреле 1918 года Выборг стал последней столицей красных финнов. Железная дорога в Петербург отрезана, город полон беженцев и деморализованных солдат. Когда замкнулось кольцо блокады, в Выборге оставались около 500 русских солдат. За места на кораблях, которые уходили в Петроград, шли драки, поскольку было известно, что белые казнят всех, кто попадет в их руки. Но в итоге на корабли смогли сесть все русские солдаты, за исключением сотни наиболее тяжело раненных.

Воспоминание белого ветерана Карельского фронта Аарно Каримо о прибытии бронепоезда с оружием из Петрограда в Выборг 27 января 1918 года.

Черный день

29 апреля с кличем «Стреляй русских!» город захватили белофинны. Но русских с оружием в руках они не нашли. Однако в первый же день после захвата начались массовые аресты. Белые методично обходили дома и арестовывали русских и всех, кто был похож на русских. Это было легко, поскольку постоянные жители и не думали прятаться. Большая часть жителей Выборга были гражданами Великого княжества Финляндского. Русские купцы и чиновники сами пострадали от красной власти, многие вздохнули с облегчением, когда белые освободители заняли город.

Автор рассказывает, что белые, захватившие Выборг, были из Северной или Западной Финляндии и не понимали специфики этого города. Они считали, что все русские — сторонники Ленина, и не знали, что многие из них помогали белому подпольному движению. К тому же многие из белофиннов прошли обучение у немецких егерей. Германская пропаганда демонизировала образ русских, изображая их главными врагами Финляндии.

Оставшиеся в Выборге русские чиновники, офицеры, предприниматели оказались в смертельной опасности. Чтобы выявить всех русских, белые заставляли задержанных считать по-фински. Если подозреваемый неправильно произносил «укс» — по-фински «один», — его выводили на улицу.

Большую толпу, в том числе несколько женщин и несовершеннолетних мальчиков, собрали рядом с железнодорожным вокзалом и повели в сторону крепостных валов. Впереди страшной процессии, по описанию Теему Кескисарья, шли два православных дьякона. За толпой бежали потрясенные родственники, которые совали белым деньги, лишь бы те освободили близких. Деньги забирали, но людей не отпускали. Толпу довели до крепости, остановились между крепостными валами и там расстреляли всех до последнего человека. Руководил расстрелом майор Марти Эгстрем, коренной швед, который приехал в Финляндию воевать против русских.

На следующий день казни продолжались. Всего в Выборге в разных местах были расстреляны около 400 человек. До 2 мая трупы пролежали на крепостном валу, и только потом их разрешили похоронить.

Полк тяжелой артиллерии и лазарет из Ваасы наступают в сторону Выборга.

Барбарис Тумберга

— Мы можем назвать всех казненных поименно, — рассказала корреспонденту «ВП» Алла Матвиенко, участница краеведческого сообщества, член топонимической комиссии Выборга, которая пришла послушать лекцию Теему Кескисарья. — Помимо русских были расстреляны 23 поляка, 14 украинцев, итальянец, еврей, два татарина, эстонцы.

Выборгские краеведы начали искать место расстрела в начале 2000-х, когда была опубликована книга финского историка доктора Ларса Вестерлунда «Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть». Одна из фотографий из книги Вестерлунда дала ответ: Анненские укрепления у Фридрихсгамских ворот.

Общественники решили, что надо поставить памятный камень или мемориальную доску на месте расстрела, и обратились к местным властям. Но инициатива застряла на месте, когда в самом обществе начались разногласия из-за того, что должно быть написано на доске. Одни хотели сделать акцент на том, что здесь были расстреляны русские. Другие считали, что необходима надпись «Жертвам террора», поскольку среди погибших были представители и других национальностей. Когда инициатива заглохла, Алла Матвиенко купила 25 кустов барбариса Тумберга с темно-красными, цвета запекшейся крови, листьями и посадила на месте расстрела. Через две недели ни одного куста на месте не оказалось: ушлые соотечественники разобрали по дачам. Сейчас Алла Ивановна объявила среди выборжцев сбор средств на покупку новых кустов барбариса.

— Мы должны понимать: тот факт, что финны говорят сейчас о нелицеприятных сторонах своей истории на финском, — это огромный прогресс, — уверена моя собеседница. — По большому счету Гражданская война для финнов закончилась не так давно. Тарья Халонен — первый президент, которая открыто говорила о своих красных корнях. Проект «Людские потери в Финляндии в 1914 — 1923 годах», которым руководил Ларс Вестерлунд, был осуществлен буквально в начале 2000-х на государственные средства. В его рамках собирались материалы о событиях тех лет, в том числе отдельное исследование было посвящено русским, которые жили в Финляндии. Все эти исследования доступны в Интернете.

Стоит отметить, что выборгские краеведы многое сделали, чтобы какая-то часть этих материалов была доступна и на русском. Была переведена книга Ларса Вестерлунда и многие другие материалы, касающиеся расстрелов и последующих событий. Например, в газете «Выборг» была опубликована пронзительная по трагизму статья Дмитрия Маланухи, в которой использованы архивные документы из фонда «Русская комиссия при Выборгском губернаторе». Свидетельства участников событий — горе тех, кто потерял близких, и отчаяние людей, которых финское государство вынудило покинуть дома и уехать в Россию.

Мемориальный знак, безусловно, нужен — и для нас, и для финнов, которые приезжают в Выборг специально, чтобы увидеть место самой массовой казни в истории Суоми. Теему Кескисарья предложил свою версию надписи на знаке: «В память о жертвах человеческой жестокости». Дополненная поименным списком с указанием национальности, она может стать точкой в этой трагической истории. Хочется верить — навсегда.

Место массового расстрела гражданских жителей Выборга 29 апреля 1918 года. Фото: Алла Матвиенко

Фото предоставлены Teemu Keskisarja, автором книги «Viipuri 1918»
↑ Наверх