Газета выходит с октября 1917 года Saturday 8 августа 2020

Туула Карьялайнен: Туве Янссон была сложным человеком, и не все ее поступки можно было понять, не будучи Туве

У любителей Суоми есть еще один повод для посещения финской столицы. В музее «Атенеум» открыта выставка, посвященная 100-летию известной во всем мире мамы знаменитых муми-троллей

На выставке она предстает как живописец, иллюстратор, график, автор «взрослых» книг и монументальных настенных росписей. В таком количестве творчество Туве Янссон еще никогда не было собрано в одном месте, поскольку большинство ее работ находится в частных коллекциях, а многие впервые вернулись на родину из-за границы.

Недавно вышла книга «Туве Янссон. Работай и люби», написанная куратором выставки, искусствоведом Туулой Карьялайнен. Книга издана на финском и шведском языках, но возможно, 9 августа, в день рождения Янссон, будет опубликована и на русском. Туула заметила, что будет счастлива, если в русском варианте сохранится такое же количество фотографий. Они позволяют представить зрителю богатство  живописных работ писательницы. Ведь именно живопись была для самой Туве главным в ее творчестве.

— Как и многие в Финляндии, я знала Туве Янссон как создательницу Муми-долины, — рассказывает Туула Карьялайнен, — но ее талантов вполне хватило бы на 6 — 7 разных специальностей.

Автопортрет Туве Янссон. Фото: www.tove100.com

Работа важнее любви

В молодости Туве сказала, что работа важнее любви, и подтвердила этот тезис уже на склоне лет: сначала работа, потом любовь. А началась любовь к работе и творчеству в раннем детстве. Туве родилась в семье скульптора и художницы-иллюстратора. Будучи трехлетней малышкой, Туве училась рисовать, сидя у матери на коленях. Рисование в этой семье было естественным, как воздух. Когда Туве было 13 лет, она под псевдонимом выпустила небольшую детскую книжку. А в 14 лет сделала первый коммерческий проект — картинки для школьной рождественской газеты.

Обычную школу Туве бросила и впоследствии всегда говорила, что сразу же забыла все, чему ее там учили. Зато получила хорошее художественное образование — сначала в Стокгольме в школе искусств, потом в художественной школе при музее «Атенеум». Позже Туве уехала в Париж и там обучалась в нескольких художественных школах. 

Рисовала Туве много: родственники вспоминают, что в сороковых годах многие картины продавались, едва художница наносила последние мазки. Самые замечательные, уверена Туула, — автопортреты, которые она делала всю жизнь, начиная с подросткового возраста. Поскольку Туве с ранней юности курила, то и на многих картинах изобразила себя с сигаретой. Один из автопортретов — «Курящая девушка» — приобрел владелец табачной фабрики и повесил его в качестве рекламы в витрине лавки.

— Если анализировать творчество Янссон, — рассказывает Туула Карьялайнен, — можно узнать в книгах и картинах конкретных людей, которые окружали ее при жизни — друзей и возлюбленных. Конечно, она их видоизменила, но сохранила основные — узнаваемые — черты. 

Так, в добродушной муми-маме узнается Сигне Хаммарстен — мама Туве, к которой она была нежно привязана. Показательно, что из родительского дома Туве ушла поздно, в тридцатилетнем возрасте. А вот отношения с отцом, которого в детстве и юности она обожала, позже не складывались во многом из-за разности их политических взглядов. Виктор Янссон вернулся с гражданской войны резко настроенным против левых взглядов, к тому же он был против евреев. А у Туве как раз было много друзей и среди левых, и среди евреев, хотя сама она не вступала ни в какие политические партии.

Туве Янссон, по ее же словам, ненавидела войну, что нашло отражение в политических карикатурах, которые публиковались на обложке популярного шведскоязычного журнала «Гарм» (Garm). Несколько раз журнал оказывался на грани закрытия: настолько жесткими и резкими были карикатуры. Было еще одно качество в ее работах: они показывали тиранов в сатирическом, смешном виде, что помогало снизить уровень страха. Сама Туве, чтобы отвлечься от страхов военного времени, придумала в те годы персонажей, которые принесли ей всемирную известность.

В тени муми-троллей

Есть много предположений на тему, когда появились муми-тролли. Например, версия, что первое изображение существа, отдаленно напоминающего популярных героев, появилось на стене в домашнем туалете летнего дома Янссонов, по другой версии — на печке. На одной из известных картин 30-х годов изображена аналогичная черная фигура с красными глазами.

Автопортрет Туве Янссон с любимыми героями Муми-долины. Фото: www.tove100.com

— Ни одна из этих версий не может быть абсолютно правильной хотя бы потому, что Туве каждый раз по-новому отвечала на вопрос, откуда взялись муми-тролли,  — уверена Туула Карьялайнен. — Однажды она рассказала американскому журналу, что в Финляндии холодные зимы, на пни насыпается много снега, и вот эти снеговые шапки — прообразы муми-троллей.

Впервые фигурка муми-тролля, как личная эмблема-подпись Янссон, была опубликована на ее антигитлеровском плакате в конце 30-х годов, а первая книга «Маленькие тролли и большое наводнение» издана в 1945 году в Швеции, однако успеха она не имела. В 1946-м выходит «Муми-тролль и комета», а в 1948-м — «Шляпа волшебника». После этого к Туве пришел большой успех. Всего было написано восемь повестей о забавных существах с жизненной философией, которая, считает Туула Карьялайнен, и принесла успех этим книгам. И хотя книги о муми-троллях считаются детскими, их посыл — творчество, толерантность, отрицание насилия и войны — понятен в любом возрасте. Показательно, что муми-серия перекликается с событиями из реального мира. Например, в книге «Муми-тролль и комета» отражена тема атомных бомбежек Хиросимы и Нагасаки. 

В 1954 году самая популярная британ­ская газета «Evening news» пригласила Туве рисовать комиксы с муми-троллями. Предложение было принято, и на ближайшие семь лет муми-тролли стали ее главным занятием. С одной стороны, это приносило сумасшедшую славу и деньги, вместе с братом Ларсом они начали создавать то, что впоследствии превратилось в муми-индустрию. Но с другой — это был большой стресс, вызванный необходимостью каждый день заниматься одной темой. Позже эти переживания легли в основу книги «Волшебная зима».

Через семь лет Туве отказалась от контракта и захотела вернуться к настоящей живописи. Творческое сообщество Финляндии не приняло ее, упрекая в том, что она продала свой талант. Дело дошло до того, что ей стали поступать угрожающие звонки и пришлось убрать телефонный номер из справочника. Тем не менее Туве справилась и с этой проблемой, и с тем, что пришлось работать в новом, неблизком для нее абстрактном направлении. Именно в 70-е были созданы самые значительные ее полотна, считает Туула Карьялайнен, однако вскоре Туве все же оставила живопись и начала писать «взрослые» книги.

Мечты о рае

— Туве много работала, но ошибочно представлять ее рабом тяжелого труда, — рассказывает Туула Карьялайнен. — Она любила удовольствия жизни: танцы, хорошую компанию, напитки, красивую одежду, и у нее были свои мечты. 

Одна из них — найти теплое и комфортное место на земле и основать там творческое поселение. Рассматривались Марокко, Испания, но переезд так и не состоялся. Однако Туве была счастлива в другом: ей удавалось воплощать творческие замыслы с любимыми людьми. Арту Виртанен, редактор газеты, а впоследствии политический деятель, с которым Туве прожила в гражданском браке семь лет, подтолкнул ее к рисованию комиксов о муми-троллях. Кстати, Снусмумрик — не кто иной, как Виртанен, воплощение вечно занятого и так и не состоявшегося жениха Туве.

Вивика Бандлер, театральный режиссер и первая возлюбленная Туве, адаптировала муми-троллей к постановкам на сцене. В образах забавных Тофслы и Вифслы, которые разговаривают на смешном языке, запечатлены сама Туве и Вивика. Первая говорила с акцентом на английском, а вторая коверкала шведский. В результате их союз не сложился: Вивика вышла замуж и уехала из Финляндии.

Купание в теплой лагуне на острове Кловхару на Иванов день. Фото: www.tove100.com

Самая значимая в жизни Туве персона — Тууликки Пиетиля — в книгах о муми-троллях выведена под именем Туу-тикки. Именно с ней художница обрела счастье и покой на маленьком островке Кловхару в холодном Балтийском море. На острове почти не было растительности, отсутствовал источник пресной воды. Попасть туда можно было не всегда. Местные рыбаки рассказывали, что когда дул восточный ветер, они не могли причалить к берегу. Тогда Туве прыгала в воду и плыла к берегу. Маленький дом выходил окнами на все четыре стороны, и когда приезжали гости, подругам приходилось ночевать на улице. Но это их не смущало. Они работали, ловили рыбу, собирали дождевую воду и были счастливы. 

Фото: www.tove100.com

Выставка в музее «Атенеум» продлится до 7 сентября, а с книгой Туулы Карьялайнен «Работай и люби» можно познакомиться в библиотеке в Доме Финляндии.

↑ Наверх