Газета выходит с октября 1917 года Saturday 25 июня 2016

В июле в продаже появятся холодные десерты

Фруктовый лед и сорбет уже не будут называться мороженым

Летом, особенно в жару, спрос на мороженое возрастает в разы. Но нередко вместо настоящего холодного сладкого молочного продукта нам подсовывают подделку, изготовленную из растительных жиров: кокосового масла и прочих.

Надеюсь, пальмового масла в нем нет...

ПОТРЕБИТЕЛЬ ВЫИГРАЕТ

С 1 мая этого года вступил в силу новый техрегламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (наша газета уже сообщала об этом). Согласно этому документу мороженое — это «взбитые, потребляемые в замороженном виде сладкие молочные или молокосодержащие продукты», поэтому больше нельзя писать на упаковке слова «молочное», «сливочное», «пломбир», если в состав продукта входит хоть капля заменителя молочного жира, то есть растительные масла. А фруктовый лед, шербет и другие замороженные продукты, в которых молока менее пятидесяти процентов, вообще не могут теперь называться мороженым.

— Перемены будут заметны для покупателей, которые увидят на витринах всего несколько видов мороженого. Остальное назовут «десертами», «шербетом» и так далее. Кроме того, согласно новому техрегламенту стали более строгими требования к упаковке, производству и хранению сырья и готовой продукции, — пояснила Светлана Кашкина, директор по качеству одного из крупнейших предприятий СЗФО по выпуску мороженого. — В целом потребитель выиграет и станет больше доверять производителю.

Большинство производителей начали готовиться к новым требованиям заранее, поэтому продукция под брендом «охлажденные десерты» появится на прилавках магазинов уже скоро. С 1 июля вступят в силу новые стандарты для холодных десертов — таких как фруктовый лед, сорбет, шербет. Они уже не будут именоваться мороженым, как раньше, а исключительно десертами.

До 31 декабря 2015 года установлен переходный период, когда мороженщикам еще не запрещено продавать продукты в старой упаковке. Но затем все названия приведут к общему виду.

Итак, мороженым теперь называется продукция, относящаяся к одной из пяти категорий: молочное мороженое, сливочное, пломбир, кисломолочное и мороженое с заменителем молочного жира (ЗМЖ) — до 50 % — это будет указано на этикетке. А  если в продукте больше половины растительных масел, а не молочного жира, то он уже будет называться десертом. Изменения коснулись и рецептуры мороженого. Если раньше пломбир мог иметь жирность до 20 процентов, то теперь — до 24 процентов. 

ГЛАВНЫЙ ТРЕНД — МЕНЬШЕ ЖИРНОСТЬ, МЕНЬШЕ САХАРА

Вместе с тем сейчас в цивилизованных странах много приверженцев здорового питания. Индустрия мороженого не исключение. Меньше жирность и меньше сахара — вот главные мировые тренды в изготовлении мороженого сегодня. Это достигается либо сокращением жира в молочной фазе, либо за счет изменения состава. Здесь как раз все больше начинают применяться заменители молочного жира (ЗМЖ). Это продукт из нескольких масел: подсолнечного, кокосового, пальмового. Он по составу и вкусу может практически не отличаться от молочного жира. Однако диетологи утверждают, что несмотря на то что витаминов, например, в ЗМЖ больше, чем в молочном жире, усваивается организмом такая растительная смесь хуже.

Поэтому, по словам Светланы Кашкиной, набирает популярность кисломолочное мороженое — так называемые замороженные йогурты. В них сохраняются многие полезные микроорганизмы, о пользе такого мороженого говорят и диетологи. Давно прошли те времена, когда в Россию ввозилось в изобилии импортное мороженое. Сейчас, по данным статистики, его доля на рынке — не более двух процентов. Как правило, это мороженое премиум-класса. И в основном крупная фасовка — для домашнего потребления или ресторанов. Как правило, оно продается в крупных супермаркетах.

Согласно той же статистике, примерно за 10 лет — с середины 1990-х до 2005 года — российская промышленность смогла удвоить производство мороженого (с 200 тысяч тонн примерно до 400 тысяч).

Сегодня объемы производства составляют около 370 — 380 тысяч тонн в год. Всего в стране работает около 150 производителей. Это и крупные, и мелкие компании. Часть заводов принадлежит зарубежным компаниям.

Основная причина такого положения в том, как утверждают сами производители, что импортное мороженое стало проигрывать конкуренцию российскому, так как у нас свое представление о том, каким оно должно быть.

— Иностранцы, например, такое мороженое, как пломбир, не едят, — рассказывает Светлана Кашкина. — Оно для них слишком жирное. А у россиян оно любимое. И если на Западе 80 процентов мороженого — крупная фасовка, то у нас — стаканчики, эскимо. Но едят они мороженого больше. Американцы в среднем — примерно 10 кг в год. Европейцы — 4 — 6 кг. Россияне — около трех кило.

Летом спрос на мороженое резко увеличивается.

СПРАВКА «ВП»

Мороженое с добавлением ЗМЖ — «вафельные стаканчики», «рожки» и еще целый перечень холодных лакомств — обычно содержит ароматизаторы загустители и гидрогенизированный растительный жир, менее калорийный, но неполезный. Результат этих добавок — увеличение риска ожирения, а следовательно, возникновение сердечно сосудистых заболеваний.

 Мороженое, в состав которого входит исключительно молоко: пломбир, молочное, сливочное мороженое. Его преимущество — большое содержание кальция, а минус — большое содержание углеводов и жиров. Выбирая пломбир, подумайте, что для вас важнее: сладкий кусочек или лишний килограмм. В молочном мороженом содержится не более 3,5% жиров, в сливочном — не более 10%, в пломбире — более 10%.

 Йогуртовое и творожное мороженое. Это — диетический продукт, и если вы заботитесь о своей фигуре, выбирайте его. Но учтите, что в нем содержатся все таки заменители сахара или подсластители. Также украшения, глазурь, цукаты и орешки, входящие в состав мороженого, имеют свою калорийность.

 Фруктовый лед и шербет изготавливаются на основе ягод или цитрусовых, с добавлением ягодного пюре, воды, молока, сахара, сока и ароматизаторов. Мороженое содержит углеводы, в нем отсутствуют жиры.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ПОКУПАЯ МОРОЖЕНОЕ

 Обращайте внимание на форму и упаковку мороженого: они должны быть полностью сохранены. Если упаковка липкая и на ней заметны подтеки, откажитесь от покупки. Скорее всего мороженое хранили в неподходящих условиях, оно растаяло, а потом его заморозили вновь. В этом случае есть риск развития в продукте патогенной микрофлоры.

Убедитесь, что срок годности мороженого не истек. Обязательно читайте состав и смотрите на цену.

 Мороженое должно храниться строго в том температурном диапазоне, который указан на упаковке, поэтому проверьте температуру на градуснике холодильника, где хранится мороженое. Если продукт помещен работниками торговли в холодильные прилавки, где температура выше, чем определено производителем, в мороже¬ном может начаться активное развитие микрофлоры.

 Если дома вы достали мороженое из морозилки и оно откалывается, то оно — настоящее. Если продукт режется и размазывается, значит, в его составе есть растительные жиры.

 Если мороженое покрыто небольшими кристалликами льда, то скорее всего его уже размораживали и положили опять в морозильник. Откажитесь от покупки — это опасно.

 Продукт с фруктовыми добавками выбирайте естественных цветов: яркие оттенки говорят о большом содержании красителей.

Если поверхность шоколадной глазури покрыта капельками воды, значит, мороженое неправильно хранили. На глазури не должно быть характерного белого налета — он возникает при использовании не очень качественных ингредиентов, а также из-за нарушения технологий производства.

Как показывают лабораторные исследования, не все, что производитель сообщает на упаковке, соответствует действительности

Пломбир… без молока

Эксперты назвали производителей, которые обманывают покупателей, добавляя в мороженое растительные жиры

Статистика утверждает, что в самые жаркие дни горожане съедают в день до 150 тонн мороженого! Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» ежегодно проверяет качество этого любимого всеми продукта и выявляет нарушения. Если в 2011 году эксперты в ходе испытаний выявили два образца поддельного мороженого из десяти, купленных в петербургских магазинах, в 2012 и 2013 годах — по одному, то в этом году — сразу четыре!

ПЕТЕРБУРЖЦАМ ПРЕДЛАГАЮТ ФАЛЬСИФИКАТЫ…

В этом году активисты «Общественного контроля» купили и отправили на экспертизу десять образцов мороженого. Проверяли качество холодного лакомства специалисты испытательной лаборатории «ПЕТЭКС» СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг». И вот что они обнаружили.

…ИЗ РЫБИНСКА

Второй год подряд образец от ЗАО «РАМОЗ» (г. Рыбинск, Ярославская обл.) эксперты признают фальсификатом. Согласно протоколу испытаний пломбир с кусочками лесных ягод и ароматом йогурта ТМ «Главхолод» (дата изг. — 14.01.2014) содержал менее 65% молочного жира, хотя производитель заявил на этикетке, что продукт сделан по ГОСТу, то есть растительных масел в нем быть вообще не должно. По сравнению с прошлым годом изготовитель сделал «шаг вперед»: тогда в образце пломбира от ЗАО «РАМОЗ» молочный жир вообще не был обнаружен, только один растительный. Кроме того, образец мороженого от этого производителя не соответствовал и требованиям безопасности: в брикетах были выявлены бактерии группы кишечных палочек (БГКП).

…ИЗ КРАСНОЯРСКА

Мороженое пломбир «Сибирское» от ЗАО «Красноярский хладокомбинат «Хладко» (г. Красноярск) (дата изг. — 04.12.2013) содержало... менее 5% молочного жира. Таким образом, «Сибирское» оказалось растительно-жировым замороженным продуктом, только отчасти напоминающим мороженое. Тем самым изготовитель нарушил не только требования технического регламента, но и ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», которая требует от изготовителей писать правду на упаковке.

В 2012 году «Сибирское» уже попадало в поле зрения «Общественного контроля». Тогда согласно протоколу испытаний ФГБУ «Тест-С.-Петербург» жировая фаза молочной части продукта также содержала «смесь жиров немолочного происхождения и небольшое количество молочного жира».

По оценке специалистов рынка, рецептура мороженого с растительным жиром, в котором содержится не более 5% молочного жира, дешевле рецептуры настоящего пломбира 12-процентной жирности на 60%. Как видим, выгода от замены молочного жира на растительный (при том что потребитель об этом не знает) весьма существенная!

…ИЗ ПЕТРОЗАВОДСКА

В составе мороженого «Пломбир ванильный» от ЗАО «ХОЛОД СЛАВМО» (г. Петрозаводск) эксперты лаборатории «ПЕТЭКС» обнаружили не более 50% молочного жира. Хотя по правилам этот продукт должен быть изготовлен полностью из молока.

…ИЗ ОМСКА

К разряду фальсификатов можно смело отнести еще один образец мороженого — «Укрепляйка» ТМ «Десант здоровья» от ООО «Айс-Групп» (г. Омск). Оно позиционируется как продукт с выраженным лечебно-профилактическим действием на организм человека и продается исключительно в аптеках. Эксперты утверждают, что количество обнаруженных в нем полезных пробиотических микроорганизмов действительно соответствовало заявленному. Однако производитель нашел способ сэкономить: как показали испытания, содержание молочного жира в образце оказалось не более 85%. Остальные 15% — это «примеси жиров немолочного происхождения». Но о них в составе биомороженого, указанном на маркировке, производитель не упомянул.

Таким образом, «сливочным» свой десерт производитель из Омска назвал необоснованно. Согласно техническому регламенту мороженое должно именоваться «сливочно-растительным».

В ответе на сигнал «Общественного контроля» изготовитель «Укрепляйки» сообщил, что провел служебное расследование, и пояснил, что состав сырья проверяет с помощью люминоскопа «Филин».

ООО «Айс-Групп», которое делает биомороженое «Укрепляйка» по заказу ООО «Фермент», заверило общественную организацию потребителей в том, что ужесточит контроль за качеством сырья — сливочного масла и сухого молока, проведет отбор проб и анализ жирнокислотного состава в аккредитованной лаборатории, а также больше не будет принимать сырье в производство до получения результатов испытаний. Информацию о нарушениях при производстве и реализации мороженого СПб ООП «Общественный контроль» направил в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.

↑ Наверх