Газета выходит с октября 1917 года Friday 20 сентября 2019

В память о погибших в «Невском экспрессе» свечи зажгут на вокзалах

Прошло пять лет со дня чудовищного теракта на железной дороге

Сегодня в Световых залах двух вокзалов — Ленинградского в Москве и Московского в Петербурге — организованы места, куда можно возложить цветы и где зажечь свечи в память о погибших ровно пять лет назад во время теракта пассажиров «Невского экспресса» №166. Кроме того, машинисты всех поездов, проходящих мимо 284-го километра Октябрьской железной дороги, сегодня дадут гудок. Там под насыпью — поклонный крест. Нормальной дороги к нему нет, поэтому активисты всем желающим дают координаты GPS.

Фото с места трагедии. 2009 год. Сейчас на месте крушения установлен поклонный крест.

Крушение

Крушение поезда произошло 27 ноября 2009 года в 21 час 34 минуты по московскому времени на 284-м километре линии Санкт-Петербург — Москва на перегоне Угловка — Алешинка у деревни Лыкошино. Тогда два вагона поезда сошли с рельсов, один накренился под углом в 45 градусов. Крушение привело к гибели 28 человек. 132 человека получили травмы различной степени тяжести.

Террористы Картоевы

Террористы, взявшие на себя ответственность за этот теракт, осуждены. Когда их допрашивали, они объясняли выбор поезда тем, что на «Невском экспрессе» любят ездить московские чиновники. Чиновники были. Но были и простые люди. И в основной массе — петербуржцы. Потом произошел второй взрыв. Он уже был направлен на сотрудников оперативно-следственной группы. Но их только окатило взрывной волной.

Расследование вел следователь Следственного комитета России Николай Ущаповский. Он вышел на банду Картоевых из ингушского поселка Экажево. И их участие в теракте подтвердилось.

При захвате бандитов были ликвидированы главарь Александр Тихомиров (Саид Бурятский), боевики братья Картоевы — Тухан, Ахмет, Магомет и Назир, а также финансист бандгруппы Кодзоев, который являлся одновременно чиновником Казначейства РФ по Республике Ингушетия.

Десять человек — Зелимхан Аушев и еще девять бандитов с фамилией Картоев — были арестованы. Непосредственными исполнителями теракта — кто заложил взрывные устройства — признаны Зелимхан Аушев и Мурат Картоев. Они же активировали их с помощью мобильных телефонов.

Мир террора

Также было выявлено 15 особо опасных преступлений, совершенных членами этой банды, — убийства сотрудников правоохранительных органов, подрывы объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры. Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что изъятые образцы взрывчатых веществ идентичны тем, которые использовались во время подрыва поезда «Невский экс­пресс» в 2007 году. Все террористы осуждены. Большинство получили пожизненные сроки.

Нам может показаться, что все это из другого мира. Но зайдите на сайт Национального антитеррористиче­ского комитета и посмотрите новости:

21 ноября: в дагестанском Дербенте нейтрализованы главарь «сулейман-стальской» банды и его сообщник;

20 ноября: в Дагестане и Ингушетии обезврежены обнаруженные в тайниках взрывные устройства;

5 ноября: в Кабардино-Балкарии обнаружена и уничтожена лаборатория по изготовлению самодельных взрывных устройств;

1 ноября: в Махачкале нейтрализован участник НВФ, причастный к нападениям на сотрудников правоохранительных органов.

И так круглый год.

Поезд и люди

Кроме людей пострадал сам «Невский экспресс». Ростехнадзор запретил эксплуатацию его вагонов, поскольку большинство пассажиров погибли и пострадали не от взрыва, а из-за того, что сиденья срывались с креплений, а на людей с полок летел багаж. Эксперты решили, что вагоны небезопасны. Потом на линию Санкт-Петербург — Москва вышли «Сапсаны». И РЖД поначалу объявляли о прекращении рейсов «Невского экспресса». Но в 2010 году поезд был восстановлен в расписании.

Сотрудники железной дороги, те, кто работал во время крушения, кто помогал спасать пассажиров, вернулись на свой поезд и продолжают курсировать между Москвой и Петербургом в штатном режиме.

Поклонный крест

На месте аварии установлен поклонный крест. К нему ведет разбитая лесная дорога. Когда крест открывали, местные власти и руководство РЖД обещали в ближайшее время заменить его мемориалом и провести к нему дорогу от ближайшего населенного пункта. Пока же, чтобы добраться до места, желающие пользуются координатами — 580 07/33// с. ш. 330 40/25// в. д. (в формате GPS 58.1258330 с. ш. 33.6736110 в. д.). И видимо, они точные, потому что у подножия поклонного креста всегда цветы.

Церковь архитектора Тона

Также деятели культуры и науки обращались к руководителю РЖД Владимиру Якунину с просьбой восстановить находящуюся рядом с местом аварии разрушенную церковь Иверской иконы Божьей Матери. Она была построена в 1870 году по проекту Константина Тона. Того самого, который работал в департаменте железных дорог, строил Московский вокзал, ставил много храмов вдоль железных дорог, а также спроектировал храм Христа Спасителя в Москве и многое другое. Церковь Иверской иконы Божьей Матери выделяется уникальным крестом-окном, который придумал Тон.

Якунин признал, что большое количество величественных храмов в сельской местности продолжают разрушаться, и отметил: по мере возможности ОАО «РЖД», фонд «Транссоюз», Фонд Андрея Первозванного, который он возглавляет, стараются помогать в возрождении православных монастырей и храмов. Однако, по его словам, инициатива возрождения церкви Иверской иконы Божьей Матери должна исходить прежде всего от жителей Лыкошина, а также от священноначалия Тверской митрополии, руководства Тверской области и Министерства культуры России.

Эпилог

Туда очень сложно добраться. С ростом количества скоростных поездов было отменено много электричек, которые соединяли перегоны на линии Санкт-Петербург — Москва. Так что без машины и GPS ни до поклонного креста, ни до уникального храма не добраться. Поэтому приходите в Световые залы Московского или Ленинградского вокзалов. И ставьте свечи там. Мимо места, где надо положить цветы, как нам обещали в Октябрьской железной дороге, пройти будет сложно.

↑ Наверх