Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2019

«Выбор Джигита»

В гостях у «Книжного клуба» — певец, музыкант, композитор Александр Джигит, автор и исполнитель песен и романсов на стихи петербургских поэтов.

 

Джигит выпустил пять альбомов — «Мы были знакомы» (2003 год) и «Пуля чекиста» (2005-й) с текстами Сергея Миханкова, «Мы гуляли по раю» (2004 год, тексты Татьяны Житлиной), «Вдвойне» (2009 год, на стихи Геннадия Григорьева и Евгения Мякишева), «Последняя труба» (2010 год, на стихи Виктора Ширали). Также в его репертуаре — песни на стихи Виктора Ширали, Геннадия Григорьева, Георгия Иванова, Леонида Мартынова, Леонида Аранзона, Михаила Шпитального, Николая Голя, Михаила Овчинникова, Василия Раскова, Николая Беха, Александра Никонова. В 2009 — 2010 годах Александр участвовал в серии интеллектуальных вечеринок «Курицын-кабаре». Выступает в концертных залах, клубах и литературных салонах.


— Когда-то Максимилиан Волошин сказал, что «стихи, несущие сами в себе свою музыкальную полноту, не нуждаются в музыке». Спор о том, стоит ли класть стихи на музыку, превращать их в песни, идет до сих пор и, наверное, не прекратится никогда...
— Сложно спорить с классиком — наверное, действительно не стоит искать музыкальную интерпретацию тех стихов, в которых нет места для музыки.

Я поставил бы вопрос иначе: как не испортить те стихи, которые тебе действительно понравились и ты услышал, как они могли бы звучать в твоем исполнении. Все-таки песня, романс или баллада — это уже другой жанр. Стихи, попав в музыкальную фактуру, в идеале приобретают новые смыслы, акценты и интонации. А вот насколько это улучшает текст — уже дело вкуса и таланта.

— Как обычно происходит «выбор Джигита» (если воспользоваться выражением Николая Голя)? Можете ли вы назвать те критерии, по которым вдруг (или не вдруг) определяете: «Вот стихотворение, из которого я хочу сделать песню»?
— Текст, который ложится в основу нового произведения, должен соответствовать позиции того лирического героя, от имени которого ты ведешь диалог со слушателем. А если конкретно, то очень важна первая интонация — сочетание первой поэтической строчки и первой музыкальной фразы. Ведь в самом начале песни определяется и ритмический рисунок, и тип голосоведения, и манера исполнения. Если находишь «ключик» к началу, то скорее всего тебя не ждет разочарование и в последней фразе.

Хотелось бы привести несколько примеров, в которых замысел поэта, выраженный в первой строке, абсолютно определил для меня музыкальную составляющую песни. Евгений Мякишев: «В Петербурге рожденному свойственна свежесть сорочки…» Или Екатерина Полянская: «Получив от судьбы приблизительно то, что просил…» Анджей Иконников-Галицкий: «Как безумный подсолнух в синее запрокинул глаза и пьет...»

Здесь с самого начала появляется четкий рисунок всего произведения. А так называемый выбор Джигита — это, пожалуй, поиск родственной души, которая говорит словами, когда ты лишь мыслишь мелодией и гармонией.

— Как бывает чаще — вы сотрудничаете с автором текста, на который сочиняете музыку, или остаетесь со стихотворением один на один?
— Лет 20 назад с моим первым соавтором Сергеем Миханковым мы могли написать песню сразу — его поэтическая строка, моя музыкальная фраза и т. д.

Для такого совместного творчества необходимо полное доверие друг к другу и пребывание в одном энергетическом состоянии. С годами доверие осталось, несомненно, а вот одно энергетическое состояние на двоих порой нужно уже ловить. Поэтому последние годы стараюсь сочинять на готовые тексты. Хотя несколько раз обращался к соавторам с просьбой дописать выбранные мною стихи. И к моей великой радости, такие замечательные поэты, как Виктор Ширали, Николай Голь, Евгений Мякишев, Вик Спаров, дописывали стихи, что позволяло мне исполнить их именно в той форме, которая была первоначально задумана.

— Последнее время вы выступаете на концертах с необычным инструментом — «гибридом» лютни и гитары...
— Это гитара-лютня, подобная той, которая была у моего педагога Геннадия Викторовича Моченкова, — и своего рода поклон ему. Ее сотворил по моей просьбе наш петербургский гитарный мастер Дмитрий Павлович. Изящный внешний вид и выдающиеся акустические возможности — исключительно Димина заслуга, я же лишь интуитивно понимал, что мне нужно. Большая удача, что моему замыслу так повезло с воплощением. Надеюсь, что петербуржцы еще не раз оценят звучание этого инструмента.

 

Фото из архива Александра Джигита
↑ Наверх