Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 мая 2017

Знак земли, или Египет по-шуваловски

До 18 ноября галерея «КвадраТ» приглашает на выставку Гели Писаревой «Зеркало воды»

Лунная дорожка. Оргалит, масло. 2010..

До середины 1980-х Геля Писарева была традиционным «академическим» скульптором, но однажды, влюбившись в русскую деревянную скульптуру, стала работать с деревом. Вскоре художница переезжает из мастерской в центре города в небольшой деревенский домик (разумеется, деревянный). Неудивительно, что Геля Писарева стала активной участницей выставок объединения «Арт-Коломяги» (также известного как «Деревня художников»).

Осенняя. Дерево, темпера, акрил. 2011.

В последнее время художница все чаще обращается к живописи. Вот и на нынешней выставке деревянных скульптур всего две — «Осенняя» и «Карусель жизни», а остальное — картины. «Сейчас скульптурой почти не занимаюсь — здоровье не позволяет. Мне всегда нравилась живопись, особенно французы, я обожаю Сезанна...» В живописи Гели Писаревой заметно влияние… не впрямую Сезанна, скорее русского авангарда ХХ века. Художница признается, что хотела бы выражать мысль с помощью образов-знаков, как в искусстве Древнего Египта: «Мне всегда хотелось, чтобы был, как у египтян, знак дома, знак воды, знак женщины, но не всегда получается. Я окончила академию, очень трудно от академического канона отойти, писать более символично, но все равно стараюсь обобщать». Правда, пейзажи, изображенные Гелей Писаревой, совершенно реальные: «Девятый год живу в Шувалове. У меня были собаки, я ходила гулять, делала наброски, так что пейзажи не придуманы». Но в том-то и талант, чтобы сделать пейзаж, к примеру, Шувалова — обобщенным, всемирным или даже надмирным: в картине «За хворостом» женские фигуры с вязанками хвороста на плечах — своеобразный фриз, соединяющий земное и небесное, а женщины в картине «Стирка» выглядят ангелами, полощущими в речке собственные крылья. Название «Зеркало воды» не случайно — вода присутствует практически в каждой картине: «Я иногда изображаю водоемы, даже если в реальности их на этом месте нет». Но вода для художницы не самодостаточна, основная ее тема все же — земля, а вода — дорога к какой-то земле, не случаен мотив плавания, лодки. «Люблю писать воду, но все равно вода не бывает без земли. Меня вот часто спрашивают, почему я на картинах только женщин изображаю. По-моему, это понятно: ассоциации — мать-земля, Богородица… Женщины — основа жизни. Если их не будет, ничего не будет». На картине «Гроза» мать, несущая младенца, действительно вызывает ассоциации с Богородицей, я даже удивилась, не увидев названия типа «Бегство в Египет». Ничто вокруг не напоминает пустыню? Ну и что — во все времена художники помещали Богородицу в знакомый и любимый ими пейзаж…

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх