Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 июля 2019

«Золотая ладья» проплыла мимо Петербурга

В старинном Выборгском замке назвали имена победителей 21-го фестиваля российского кино «Окно в Европу»

«Она», «Московские сумерки», «Географ глобус пропил», «Weekend»

В Выборгском замке вручили призы 21-го кинофестиваля «Окно в Европу».

Лучшей, по мнению жюри конкурса игрового кино, возглавляемого Сергеем Шакуровым, стала социальная кинодрама «Она» режиссера Ларисы Садиловой, ученицы великого Сергея Герасимова. Фильм – взгляд на современную Россию глазами таджикских гастрабайтеров.

Лариса Садилова сняла фильм «Она», ставший лучшим на кинофестивале.

В конкурсе «Выборгский счет», где все решает мнение зрителей и участников конкурса, «Золотые ладьи» достались мистической драме «Московские сумерки» сценариста и режиссёра Алены Званцовой, трагикомедии «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского с блистательным Константином Хабенским в главной роли (фильм в широком прокате — с 7 ноября) и детективу в стиле нуар «Weekend» Станислава Говорухина.

Станислав Говорухин с фильмом «Weekend» получил «Золотую ладью».

Ничего не «выгорело» питерским кинематографистам и в остальных конкурсах: неигрового кино, анимационных фильмов, короткометражных интернет-проектов. И в каскаде спецпризов не отыщется имен наших киношников. Правда, был отмечен Александр Адабашьян, автор сценария и художник фильма «Собачий рай», снятого на петербургской студии RWS, но 67-летний мэтр получил первую свою кинонаграду на родине (в Европе у него несколько призов) – «За современный стиль киномышления».

Александр Адабашьян получил приз «За современный стиль киномышления».

Увы, практически не замеченными зрителями и критиками прошли оригинальная комедия «Чапаев Чапаев» режиссера, сценариста, художника и актера Виктора Тихомирова, а также лирико-философская лента «Море» Александры Стреляной (продюсер – Алексей Учитель).

«Санкт-Петербург»

В новой номинации фильмов совместного производства была показана лирическая комедия «Санкт-Петербург» режиссера Андрея Хвостова с дуэтом британского актера Терри Суини и Надеждой Толубеевой, продолжающей славную петербургскую актерскую династию (её дедушка, Юрий Толубеев, – известный советский актер театра и кино, отец, Андрей Толубеев, – народный артист РСФСР, много лет игравший на сцене БДТ). После первого показа этой картины зрители устроили молодым петербуржцам настоящую овацию. Даже мэтр режиссуры Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба») после показа подошёл к Андрею Хвостову и сказал немало теплых слов, особенно выделив английского актёра. Теперь слово — за прокатчиками, так как у фильма, несомненно, есть прокатный потенциал.

Актёры фильма «Санкт-Петербург»: Константин Малышев, Надежда Толубеева и Терри Суини.

«Тяжёлый случай»

А вот еще одна петербургская мелодрама «Тяжёлый случай» в Выборге на первом показе провалилась. Казалось бы, фильм собрал букет ярких петербургских лиц: Михаил Брашинский, Екатерина Горина, Игорь Романов, Алексей Ингелевич, Юрий Салтыков, Роман Агеев, Татьяна Колганова, Игорь Вдовин и даже кинокритик, режиссёр, а в данной истории актриса Любовь Аркус. И сценарий Станислава Зельвенского был задуман интересно, получил господдержку Минкульта… Но давно не снимавшему полнометражных картин режиссёру Константину Мурзенко (он больше известен как сценарист и актер, например, сыгравший роль Фашиста в «Брате-2») не хватило чувства меры и вкуса. Картина оказалась затянутой и по времени (105 минут), и по сути. Зрители принялись покидать зал задолго до финала, а на другой день критики на пресс-конференции камня на камне не оставили от питерского опуса. Предчувствуя неладное, режиссер Мурзенко даже не счел нужным остаться на встречу с прессой. Крайним в этой истории оказался исполнитель главной роли Михаил Брашинский, в недавнем прошлом сам кинокритик, а теперь сценарист и режиссер (его фильм «Шопинг-тур» победил в Выборге в 2012 году). Но и он не смог толком объяснить, что же привело съемочную группу «Тяжелого случая» к неутешительному результату.

Слова о том, что финансовая господдержка была оказана фильму за попытку создать положительный образ милиционера (по сюжету он теряет память, но находит любовь), журналисты, посмотревшие эту сумбурную ленту, оценили дружным хохотом…

«Метель»

Одно утешает: самым громким провалом фестиваля стал не «Тяжелый случай», а многострадальная картина «Метель», где сюжетная канва рассказа Льва Толстого перенесена в наше время. Преуспевающий гламурный фотограф Лев Николаевич, Левушка (актер Григорий Добрыгин) отправляется в глухую деревню, чтобы похоронить свою няню, и там сталкивается с миром, где привычные ему ценности ровным счетом ничего не значат. Контрапунктная главному герою роль русского мужика в исполнении петербургского актера Леонида Мозгового стала едва ли не единственной удачей картины. Все остальное в ней слабо, вяло, низко художественно, хотя и претенциозно: режиссура, операторская работа, работа художника, монтаж…

Оно и не мудрено, так как Александр Гордон, известный ТВ-ведущий, автор замысла и режиссер «Метели», в процессе съемок разругался с частными инвесторами и вышел из игры, не позволив даже оставить свое имя в титрах. Картину завершали другие, но кто именно — так и осталось загадкой. По словам продюсера Евгении Тирдатовой, рискнувшей выйти к критикам после выборгской премьеры, за именем Глеб Глебов (в титрах — режиссер) скрывается один из опытных монтажеров, который завершил работу, но все же предпочел остаться неизвестным… В эту версию большинство кинематографистов тоже не поверили.

«Дубровский»

Подобная участь вполне могла бы постигнуть и другую многострадальную картину «Дубровский» (опять современная адаптация, на этот раз пушкинской повести), которая также меняла команду и в течение трех лет по разным причинам не могла пробиться к зрителям. Однако продюсер Евгений Гиндилис и режиссер Александр Вартанов все-таки сумели привести свой корабль в гавань, и вот в ноябре картина шагнет в прокат. Судя по выборгской премьере, и зрительская, и профессиональная оценка фильма будет весьма высокой. К тому же за те три года, что фильм отлеживался на полке, произошло чудесное превращение Данилы Козловского из подающего надежды актера в звезду кино и театра (после фильмов «Шпион», «Духлесс», «Легенды № 17», после ряда спектаклей в МДТ - Театре Европы).

Молодого актера заметили даже в Голливуде, и в Выборг Данила прибыл сразу после съемок в вампирском блокбастере. Он рассказал, что Дубровский — очень важная для него роль, образ благородного мстителя в современном социально-политическом обрамлении — отнюдь не проходной. И сыграл Козловский, как умеет: ярко, сдержанно, не пережимая с эмоциями, взорвавшись лишь тогда, когда это потребовал сценарий — в финальной сцене… Фильм украсила и блестящая игра актера Александринского театра Юрия Цурило в роли «всесильного» Троекурова, на поверку оказавшегося беспомощным и растоптанным…

«Дубровский» в Выборге был показан как фильм-закрытие, вне конкурса, поэтому остался без наград.

Но в Выборгском замке один спецприз все-таки получили петербургские кинематографисты: режиссер Евгений Татарский, сценарист Светлана Кармалита и гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин.

Эдуард Пичугин, директор «Ленфильма», с призом президента кинофестиваля Армена Медведева.

Бессменный президент выборгского кинофорума Армен Медведев вручил им свой именной спецприз, предназначенный киностудии «Ленфильм».

Президент фестиваля Армен Медведев вручил свой спецприз «Ленфильму».

Правда, и сам Медведев, и поднявшиеся на сцену киты «Ленфильма» прекрасно понимали, что приз вручен авансом. Кинематографическое сообщество радо, что окончился период конфликтов и разборок на «Ленфильме», что студия жива, обрела достойных руководителей, сохранив свое лицо. Теперь дело – за новыми фильмами.

↑ Наверх