Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 сентября 2019

«Балтийский дом»: радужная перспектива

Один из самых авторитетных в России и Балтийском регионе фестиваль «Балтийский дом» в этом году пройдет в Петербурге в двадцатый раз. Его программа обширна и представительна и в соответствии с юбилейной датой включает довольно полный спектр театральных достижений и открытий, представленных на «Балтдоме» за два десятилетия.

Один из самых авторитетных в России и Балтийском регионе фестиваль «Балтийский дом» в этом году пройдет в Петербурге в двадцатый раз. Его программа обширна и представительна и в соответствии с юбилейной датой включает довольно полный спектр театральных достижений и открытий, представленных на «Балтдоме» за два десятилетия.

Прежде всего стоит сказать о двух литовских спектаклях-легендах: «Отелло» Някрошюса (27 сентября, 18.00), с грандиозным Владасом Багдонасом в заглавной роли, и «Маскараде» Туминаса — одновременно поэтичном, ироничном и безжалостном; именно в рамках фестиваля 9 октября он будет показан в последний раз. Из более поздних, но не менее сильных произведений выбраны «Идиот» Някрошюса (30 сентября, 18.00) — Достоевский глазами юных учеников мастера — и «Долгая жизнь» Алвиса Херманиса (3, 4 октября, 19.00, на сцене Мюзик-холла), где латвийская коммуналка в разрезе представляет жизнь стариков, специфическую в силу возраста, по-своему лиричную и до того узнаваемую, что мурашки по коже бегут.

Что до новейших работ, тут прежде всего стоит назвать две. Первая — «Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы (29 сентября, 20.00): выдающееся высказывание большого мастера на тему вампиризма так называемой поп-культуры, уничтожающей своих же идолов, высасывающей их до полного душевного изнеможения и смерти. Это хроника последних часов жизни Монро, это ад поп-дивы без эстетизации, это обнаженное тело и вывернутая наизнанку душа актрисы Сандры Корженяк, работу которой один из моих коллег-очевидцев назвал подвигом во имя театра. Вторая — «Дети солнца» Люка Персеваля (10 октября, 19.00): работающий в последние годы в Германии знаменитый режиссер-фламандец, один из самых интересных в современной Европе, в своем эксцентричном спектакле по известной пьесе Горького ставит диагноз интеллигенции — когорте нелепых и смешных фантазеров.

Новое для петербуржцев режиссерское имя — Иво ван Хове. Постановщик из Амстердама, сотрудничающий там с экспериментальной площадкой «Тонеельгруп» и имеющий репутацию художника с социально-политической, подчеркнуто антибуржуазной ориентацией, представит спектакль по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос» (4 октября, 19.00): женский телефонный монолог об одиночестве.

Поскольку приходится смириться с тем, что самым крупным поставщиком российских театральных событий вот уже лет пять остается Москва и вряд ли в ближайшее время что-то изменится, «Балтийский дом» представляет подборку самых показательных столичных спектаклей последнего времени. «Медею» Камы Гинкаса (5 октября, 19.00, на сцене Молодежного театра), действие которой происходит на обычной кухне, но кухня притулилась непосредственно на вулкане, и игра актеров тут — под стать декорации: никакая логика, ни мужская, ни государственная, не может усмирить женскую сокрушительную силу героини Екатерины Карпушиной, отличной, смелой актрисы МТЮЗа (в роли Креона — Игорь Ясулович, в роли Ясона — Игорь Гордин). «Кроткую» лучшей ученицы Гинкаса Ирины Керученко (7 октября, 18.00), где тот же Игорь Гордин два часа исповедуется перед зрителями, сидящими на расстоянии вытянутой руки от него. Приедут две работы «Театра.док»: «Час восемнадцать» (8 октября, 21.00) — первый спектакль, в котором «документалисты» изменили своей беспристрастной позиции и устроили показательный суд над судьями-убийцами (час восемнадцать — время, в течение которого умирал в «Матросской Тишине» адвокат Сергей Магницкий, оставленный без медицинской помощи), и «Жизнь удалась» (6 октября 19.00) по пьесе Павла Пряжко, белорусского драматурга, имеющего в столице репутацию создателя антипьес как образа действительности — его антигерои изъясняются исключительно матом, и то для того, чтобы как-то раскрасить чисто физиологическое общение. Особняком в фестивальной афише стоит новый спектакль Иосифа Райхельгауза по пьесе Евгения Гришковца «Дом» (1 октября, 18.00, на сцене Мюзик-холла), где роль писателя (альтер-эго драматурга) исполняет телеведущий-интеллектуал Александр Гордон.

Осталось рассказать о премьере собственно «Балтийского дома»: театр-хозяин на сей раз доверил собственную репутацию уроженцу Украины Андрею Жолдаку, яростному провокатору, не всегда знающему меру, убежденному постмодернисту, порой забывающему поставить кавычки при цитировании больших мастеров. Впрочем, его работы не лишены таланта, а его неистовая вера в ритуальное воздействие театра на сознание зрителей внушает уважение. Жолдак выпускает в «Балтдоме» спектакль «Москва — Петушки» (7 октября, 19.00) по прозе Венички Ерофеева, в главной роли у него — уже упоминавшийся здесь колоссальный литовский артист Владас Багдонас.

↑ Наверх