Газета выходит с октября 1917 года Thursday 27 апреля 2017

Добраться до вершины пирамиды

Я давно пришел к убеждению, что информация о произведениях искусства почти никогда не ведет к глубинному пониманию этих творений.

Я давно пришел к убеждению, что информация о произведениях искусства почти никогда не ведет к глубинному пониманию этих творений.

После тысяч и тысяч концертов-общений, проведенных мной в течение тридцати лет для сотен тысяч слушателей в разных странах, я твердо знаю, что для восприятия музыки Баха необходимы в первую очередь не столько знания о жизни Баха (информация), сколько состояние души воспринимающего. Души, настроенной на волну его, Баха, музыки.

Потому что великое искусство (и особенно музыка как вершина всех искусств) — это часть ноосферы, то есть грандиозной космической энергии.

Энергии Духа.

И цель творения искусства — попасть в принимающую душу (ибо энергия человеческой Души — часть всеобщей космической энергии).

Но выполнить свою функцию искусство может только при условии полного совпадении ВОЛНЫ ПРИЕМНИКА И ПЕРЕДАТЧИКА. Совпадения духа микрокосма (человека) и макрокосма (вселенских энергий).

Поэтому музыка должна появиться не раньше, чем вы попадете в ее поле, на ее волну. Приведу один очень простой пример: вы находитесь в одиночестве, и у вас есть радиоприемник. Вам необходимо срочно услышать важную информацию. Вы начинаете искать последние известия, проходите через сотни радиостанций, звучат неизвестные вам языки, и вдруг... резко останавливаете движение поисковой ручки. Вы услышали свой язык, свою речь.

Это значит, что вы нашли ту волну, на которую настроены ваши речевые и слуховые приемники. Вы услышали язык, который вы понимаете и который вызывает ваше сопереживание. То же самое — с музыкой. Ибо музыка — это высшая форма выразительности, и музыка — это язык.

Но язык, напрямую связанный с Космосом, с его энергией и с нашей возможностью восприятия этой энергии. К тому же если представить себе все виды искусства в виде пирамиды с подножием на земле, а вершиной в небе, то можно не сомневаться — вершиной пирамиды всех искусств будет музыка.

А чтобы добраться до вершины пирамиды, необходимо взбираться по ее ступеням.

На каждой ступени этой духовной пирамиды находятся различные виды искусства: литература, поэзия, живопись, архитектура.

И как только мы почувствовали, что в потребности услышать музыку мы достигли крайней степени нетерпения, — мы сделаем это.

Мы должны добраться до состояния нетерпения еще и для того, чтобы преодолеть трагедию великой музыки в ХХ веке, произошедшую с появлением радио и телевидения.

Именно радио и телевидение оказали классической музыке самую ужасную услугу.

Они превратили всю музыку в фон. Ведь в любой момент звуками Баха или Моцарта, Хиндемита или Шостаковича музыка может вторгнуться в вашу кухню, в коридор и даже в ванную комнату — и ничего не стоит превратить музыку в фон, в обои, в пирожное к чаю.

Здесь эта незваная музыка и получит весь негатив хозяина. Да еще какой!!!

Хотя она, классическая музыка, в этом нимало не виновата. Просто в отличие от всех других видов музыки она ревниво требует к себе полного внимания.

Поскольку подобная музыка не может быть фоном жизни. Она требует предельной настроенности, интенсивного сопереживания.

Отсюда главная задача преподавателя искусств — вызвать максимальную потребность Души услышать, создав предельную ее (души) настроенность на волну музыки.

Причем поскольку каждое произведение имеет свою волну, свое уникальное поле, то и подготовка к восприятию каждого произведения будет обладать собственной волной, цель которой — найти прямую дорогу между настроенностью Души и конкретным музыкальным произведением конкретного композитора, представляющим определенное время и стиль.


Пятница с Михаилом Казиником

↑ Наверх