Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 5 августа 2020

Города, которые растут сами

До 10 октября в Большом зале Музея нонконформистского искусства, что на Пушкинской, 10, открыта выставка Игоря Иванова «Постиндустриальная лирика». Художник работает в интересной технике: создает коллажи-картины из отслуживших свое предметов.

До 10 октября в Большом зале Музея нонконформистского искусства, что на Пушкинской, 10, открыта выставка Игоря Иванова «Постиндустриальная лирика». Художник работает в интересной технике: создает коллажи-картины из отслуживших свое предметов.

Вход идут скрепки и банки, старые CD и микросхемы, даже советские монеты — из них очень хорошо получилась чешуя на хвосте русалки (вернее, русала — так назвал художник этого персонажа). «Набрать» рыбий хвост из монет — это что-то сродни мозаике. Да и другие картины Игоря Иванова строятся по принципу мозаики, то есть что-то большое создается из мелких кусочков. Между прочим, осколки CD очень красиво смотрятся — они ведь переливаются на свету, — да и другой индустриальный мусор обнаруживает странную красоту.

«Начинал я как обыкновенный живописец, но в какой-то момент почувствовал, что необходима новая техника, — рассказывает Игорь. — Однажды у меня появились старые часы, я сделал из деталей первую работу и понял, что нашел. Сейчас использую в основном не металл, а пластик, потому что работы стал делать большие — представляете, сколько бы они весили? Невозможно было бы их перемещать. Но мелкие работы продолжаю делать из металла.

Многие друзья, зная, что я этим занимаюсь, несут мне всякую вышедшую из употребления технику — благо устаревает она сейчас очень быстро. Иногда у кого-то в офисе компьютеры меняют, мониторы — и у меня они появляются сразу десятками. Бывает, вижу какую-нибудь деталь и сразу решаю — это будет решетка в замке, а это верхушка башни, но обычно я их просто складываю и они ждут своего часа. Например, я хочу сделать огромный фантастический город, начинаю собирать материал, а дальше город растет сам. Я, как скульптор, только отсекаю лишнее».


Ящер. 2009.

 

Город черепахи. 2010.


Вопрошающий русал. 2010.


Основные сюжеты произведений Игоря Иванова — фантастические города и загадочные существа. Хотя города не обязательно фантастические: на картине «Топография ангела»  узнается ангел с Петропавловки, кажется, что внизу расстилаются знакомые улицы Питера, а на самом деле вид с высоты художник создает с помощью микросхем — город выглядит очень зеленым, гораздо зеленее, чем на самом деле...

На заднем плане картины «Постиндустриальная лирика», давшей название всей выставке, — созданный традиционными живописными средствами вид старинного города-крепости, а на первом плане — свалка, на которой «растут» причудливые башни из шестеренок. Между этими двумя мирами пролетает птица, тоже созданная из шестеренок. Быть может, механизмы научились самовоспроизводиться, а в том настоящем городе давно уже не живет никто?.. И в других картинах Иванова явно читаются предупреждения-вопросы: что мы считаем красивым, каким богам молимся, что останется после нас, и так далее.

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото автора

↑ Наверх