Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 ноября 2017

Музыкальный ринг

В своих программах «Тайные знаки культуры», которые я веду на радиостанции «Серебряный дождь», я часто говорю не только о музыке, но и о тайных знаках поэзии и прозы, о пушкинском «магическом кристалле», который позволяет разглядеть, почувствовать, ощутить «даль свободного романа». О концепции, о мысли, о том, что мы видим вдали. О скрытых знаках ...

В своих программах «Тайные знаки культуры», которые я веду на радиостанции «Серебряный дождь», я часто говорю не только о музыке, но и о тайных знаках поэзии и прозы, о пушкинском «магическом кристалле», который позволяет разглядеть, почувствовать, ощутить «даль свободного романа». О концепции, о мысли, о том, что мы видим вдали. О скрытых знаках «Онегина» и «Мертвых душ», о невероятных приключениях фраз и понятий в поэзии Пушкина и Тютчева, Пастернака и Ахматовой.
Ведь если мы услышим «великое русское слово», то нам откроются такие измерения, которые применимы в музыке и философии, воспитании детей и формировании красоты вокруг нас.


 


Вот фрагменты одной из программ.

 


Вся пушкинская сказка «О попе и о работнике его Балде» — это музыкальная встреча и борьба между собой двух звуков. (А в зрительно-вербальном мире — двух букв.) Звука «О» и звука «А».

 


Почему?
Как выглядит и звучит «поп»? Как буква О.
И единственная гласная в слове пОп — О!
И слово это читается слева направо и справа налево одинаково.
А «Балда»? Да конечно же — А! (Ива-а-н, дура-а-ак, ба-а-алда-а-а.)
И если мы сейчас, учитывая это, начнем читать «Сказку», то вы просто будете потрясены этой уникальной пушкинской звуковой шуткой.

Итак.
Первый герой нашего повествования — пОп. Он — «О».
Жил был пОп
ТолОкОнный лОб
ПошЁл пОп пО базару
ПосмОтреть кОй какОгО тОвару.
Второй герой нашего сражения — БалдА — «А».
Навстречу ему — БалдА
Идёт сАм не знАя кудА.
       
БалдА нАчинАет:
Что бАтькА тАк рАно поднялся?
Чего ты взыскАлсЯ?
Поп Отвечает:
Нужен мне рабОтник
ПОвар кОнюх и плОтник
А где мне взять такОгО
Служителя не слишкОм дОрОгОгО (ОгО!!!)?

Видите, какие профессии выбрал Пушкин? Чтобы, даже перечисляя, какой работник ему нужен, пОп все время «окал».
А БалдА нАзывАет пОпа не пОп, а БАтькА. И это — тоже, чтобы «АкАть». А характеристика «пОп тОлОкОнный лОб»? Тоже ведь не случайно!

Все это — музыка!!!
Я не буду разбирать всю сказку и раскрывать все многочисленные тайны звуков (не только «А» и «О», намного больше). Но еще несколько важных вещей отмечу.
Знаете ли вы О тОм, чтО и пОпадья, и пОпОва дОчка полюбили Балду?
Ах вот как! Об этом нигде не написано?! А как раз написано! Только не текстом, а музыкой! Точнее звуком:

Попадья БАлдой
не нА-АхвА-АлитсЯ
Попова дочка о БАлде
лишь и печ-А-А-литсЯ.
И та и другая перешли на сторону Балды. То есть зААкАли:
не нАхвАлитсЯ,
печАлитсЯ.

Но самое удивительное место в сказке — в конце — там, где звук «А» выщелкивает звук «О». Ведь согласно трудовому договору Балда работает у попа за право дать тому три щелбАнА. Теперь читайте, как звук «А» выщелкивает, выталкивает звук «О»:


С первОгО щелкА
Прыгнул пОп дО пОтОлкА
СО втОрОгО щелкА
Лишился пОп ЯзыкА
От третьегО щелкА
ВышиблО ум у стАрикА
       
Слышите музыку?
О-О-А!
О-О-О-О-А!
О-О-О-О-А!
О-А! О-А!
И, поскольку поп теперь — без ума и языка, тО ктО же будет Окать?! Да, конечно же, Балда!!! Он и за себя «А», и за пОпа «О». Да к тому же еще и передразнивает пОпА:

А БалдА приговАривАл
с укОризнОй:
Не гОнЯлсЯ бы ты пОп
зА дешевизнОй…

…Может быть, попробуем в школе?

Пятница с Михаилом Казиником

↑ Наверх