Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 17 июля 2019

Распоряжаться телом на стороне надо с умом

Еще недавно балерину Карину Саркисову, танцующую в Венском театре, у нас мало кто знал. А сегодня она чуть ли не известнее Анны Павловой, Майи Плисецкой и Ульяны Лопаткиной вместе взятых. А всего-то и стоило для этого сняться обнаженной в нескольких глянцевых журналах.

Еще недавно балерину Карину Саркисову, танцующую в Венском театре, у нас мало кто знал. А сегодня она чуть ли не известнее Анны Павловой, Майи Плисецкой и Ульяны Лопаткиной вместе взятых. А всего-то и стоило для этого сняться обнаженной в нескольких глянцевых журналах. Фотосессия чуть не стоила ей работы.

В наши дни сюжеты рекламных и модных фото, публикуемых в глянцевых журналах, балансируют на грани эротики и порнографии. Чего стоят, например, рекламные снимки, на которых Наталья Водянова целует мускулистый упругий зад красавца-манекенщика, а Кейт Мосс обвивает своего партнера обнаженными ногами!

Что уж говорить об Интернете, куда известные деятели шоу-бизнеса порой выкладывают сцены зачатия и появления на свет собственного ребенка!

Казалось бы, кого удивишь эротическими фото (кстати, весьма скромными на сегодняшний вкус)? И хотя сейчас страсти улеглись и контракт с балериной возобновили, представляется любопытным узнать мнение экспертов о том, существуют ли в современном искусстве и рекламе табу? И где сегодня проходит граница между эротикой и порнографией?

 

 

На этом снимке Карина Саркисова выглядит вполне одетой. Прозрачные ткани и разрезы на юбках в ходу даже в женской одежде для реальной жизни. Что уж говорить о балетной сцене? Фото с сайта www.mk.ru


Мнения

Ирина Перрен, прима-балерина Михайловского театра:

— На мой взгляд, данную историю и ее послесловия слишком переоценили. Мир искусства волнуют и другие интересные темы, но конфликт личности и государства — всегда нарасхват. Увольнение — это, наверное, слишком, потому что хоть это явление провокационное, но судить со стороны тяжело. Мы, конечно, на одной стороне, это и наше дело тоже! Человеческое тело волнует нас, это поистине венец творения природы, предмет вдохновения любого художника — от гения античных скульптур до, видимо, инициаторов злосчастной фотосессии (а может быть, и «звездночасной»). Но все хорошо в меру и к месту. Вообще в искусстве важно не «что», а «как», если это, конечно, искусство.

Александр Медведев, художник, искусствовед:

— Я посмотрел фото балерины Саркисовой, надо сказать, что они вполне приличные, сама она, конечно, красивая на них.

С точки зрения искусства снимки, может быть, в некотором роде вторичны, но сделать нечто новое в этом жанре довольно сложно, да и специально, думаю, не получится.

Скандал возник, вероятно, по какой-то юридической причине, ибо с эстетической стороны, повторю, ничего вызывающего в этих снимках нет.

Безусловно, снимки эротичны, но таковыми они и должны быть, когда объектом съемки является женщина, особенно балерина. Балет — искусство чувственное, однако чувственность в нем опоэтизирована. Именно поэзия, окрашивающая балет, делает эту чувственность притягательной, заставляет ею любоваться. Вне поэтической окраски чувственность рискует оказаться банальной непристойностью.

Марина Гуляева, балетный фотограф, автор книги «Тайный дневник Анны Карениной»:

— У этой проблемы несколько сторон. По большому счету, это фарисейство. На сцене уже такое перебывало, что фотосессия Саркисовой выглядит невинными шалостями. Но, думаю, любой крупный театр отреагировал бы подобным образом. Одно дело — откровенности на сцене, другое — снимки для журнала, у которого вполне конкретная функция и, скажем так, отнюдь не духоподъемная.

Но не надо забывать, что вальсы и прочие фривольности вывелись из Вены. Что существует очень брутальное течение, именуемое «венский акционизм».

Так что Венская опера поступила вполне в духе продукта своей империи Захер-Мазоха. Сама себя высекла. Но пиар-эффект — изумительный, теперь каждый знает балерину Саркисову и то, что в Вене есть танцы.

Существует более прозаическое объяснение. Насколько я поняла, с лета в Австрии подумывают ввести квоты на русских гастарбайтеров в театрах.

И понятное дело, соцпакет солистки — лакомый кусок для конкуренток. Есть этика работы в крупном театре, распоряжаться телом на стороне надо с умом.

Я бы советовала балетным созданиям бежать от таких предложений как от огня. Одно дело обнажаться перед Серовым, как Ида Рубинштейн, а потом в итоге в Русском музее оказаться, другое — «заниматься искусством» с фотографом пупкиным из сомнительного глянцевого журнала.

Игорь Баскин, художник:

— Одно и то же произведение может оказаться порнографией или произведением искусства, будучи помещенным в разный контекст, а также в зависимости от того, кем и с какой целью оно было произведено.

К примеру, в 1999 — 2000 годах я делал основанный на фото проект: знакомился на улице и в публичных местах с понравившимися мне девушками и фотографировал их в течение первых 5 — 20 минут после знакомства там же, на улице, за углом, в каком-нибудь дворике. На 80 процентах снимков присутствовало то или иное обнажение, на 20 — 30 процентах снимков девушки были без трусов.

Летом 2000 года я показал этот проект в виде большого панно на фестивале современного искусства в ЦВЗ «Манеж» (только то, на что получил согласие моделей). На панно были и полуобнаженные девушки и просто портреты, но проект с ходу окрестили порнографическим. Меня такая реакция очень злила и обижала. Я старался «вытянуть» из моделей и запечатлеть сильные эмоции.

↑ Наверх